Задание по практикуму.
Постарайтесь самостоятельно прочитать текст рукописи, а затем проверьте себя, открыв подсказку.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 6.
Купчая на землю на Малом острове, купленную Степаном Васильевым у Василия Астафьева 1502/1503 г.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 6.
Купчая на землю на Малом острове, купленную Степаном Васильевым у Василия Астафьева 1502/1503 г.
Се купи Стопан Васильев сын у Василья у Востафьева сына полосу земли в Малом острови в осокорники важаниновскую и с притеробы. А купи собе и своим детом и ввеки, а нет до тои земли дела мое братьи, ни моим детем, ни моему роду, ни моему племяни. А купил ту землю со всими приторобы, а дал на тои земли пять рублов. А неустои Василей в той земли и в той закладной, и он даст великому князю гривну золота. На то послуси Яков Фодотьев сын да Василей Фодоров сын, да Нефод Вонифатьев сын, да Сысой Онтров сын, да Стопан Тимофеев сын, да Иван Онфимов сын, да Иван Васильев сын. А купьчюю писал Василей своею рукою лета 7000 одинначатого.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 15.
Купчая («посильная») на долю деревни Бубоновской, купленной Василием Антуфьевым у Варфоломея Симанова 1509 г. 27 марта.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 15.
Купчая («посильная») на долю деревни Бубоновской, купленной Василием Антуфьевым у Варфоломея Симанова 1509 г. 27 марта.
Се яз, Василыи Онтуфпанов сын, купил есми у Валфромея у Симанова сына Бубоновскую деревню треть и з двором, и с хмелиником, и з горнею землею, и с луговою, и с путики и со всими угодьи деревнескими, куды коса ходила, куды топор ходил. А дал есми ему насилие три рубли денег московским числом, о цена государя великого князя. А на то посильней сидели люде добры Сидора Матфеев сын, да Иван Мамонев сын, да Григорий Максимав сын. А посильную писал Тереха Иванов сын лета 7017, месяца марта 27 день.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 657.
Купчая продажная на угодья и двор в Варзуге, проданные Антониево-Сийскому монастырю Семеном Андреевым сыном Поповым 1582 г., 24 июня.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 657.
Купчая продажная на угодья и двор в Варзуге, проданные Антониево-Сийскому монастырю Семеном Андреевым сыном Поповым 1582 г., 24 июня.
Се яз, Семен Андреев сын Попова продал есми троецкому старцу Исаку Сейского монастыря пять луков угодья своего в Варзуге реке письма Василья Огалина да подьячего Стефана Федорова, во всех ловищах, в речных и в морских, и в леших ухожеях, и в сенных покосех всюде без вывета, и куде ходила коса и топор. Да двор свой в Варзуге на Николской стороне и с огородом, а стоит тот двор на край озера, в межах подле Фомино дворище. А в дворе хоромов изба, сени, клети с потклетом, сенник з двема хлевами, мылня да и место дворовое, и отгород по старым межам. А взял есми на том своем угодьи и на дворе и с огородом двенатцеть рублев, а продал есми то свое угодье и двор в дернь без выкупа. А то у меня угодье не продано, ни заложено, ни двор никому, а у кого на то угодье и на двор выищетца купчая или закладная, и мне, Семену, то свое угодье и двор от купчих и от закладных очищати своими денгами. У сей купчей седели люди добрые староста Варзуские волости Федор Никитин сын Лихач, да успенской дьяк Петр Лукиянов сын, да Григорей Иванов сын Старостин, да Юрье Терентиив сын Горлов, да Аврам Дмитреев сын. Купчую писал николской дьячек Варзуские волости Никитка Миронов сын лета 7090 июня в 24 день.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 293.
Менная Архипа Феликсова, променявшего шестнадцатую долю в соляной варнице в Смердьих местах на такую же долю варницу в Орлихе 1551 г., 1 марта.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 293.
Менная Архипа Феликсова, променявшего шестнадцатую долю в соляной варнице в Смердьих местах на такую же долю варницу в Орлихе 1551 г., 1 марта.
Се яз, Архип Филиксов сын, променил есми старцу Троецкого монастыря Сейского Силуяну свою шестьнатцатую выть в Ершихе в варници и в церене на Смердьих ме(с)тех, и росолу Великого князя на ту шестьнатцатую выть варници и со всеми угодьи, и с кострищами, и с кошками, и с пожнями. А выменил яз, Архип, у старца у Силуяна против того себе на Смердьих же местех в варнице в Орлихе шестьнатцатую ж выть из варницы и в церене также, со всеми угодьи, и с кострищи, и с кошками, и с пожнями, и расолу Великого князя на ту шестьнатцатую выть варници Орлихе. А придал я, Архип, свою шестьнатцатую выть варници и церена старцу Силуяну в дернь без выкупа. А в оцищеньи и в снимке тое своеи шестьнатцатой выти варници и церену старцу я, Архип Филиксов. А купчую своя яз, Архип, тое шестнатцатой выти варници росолу, а то оставил у себя оцищенья деля тое шестнатцатой выти старцу Силуяну. А на то послуси Михайло Михайлов сын Кологривов, Миша да Иван Матфеев сын старожил, да Гаврило Онаньев сын Харозин. А менную писал дьяк земской Ивашко Федоров сын лета ҂ЗНФ марта первый день.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 294.
Купчая продажная Ульяны Осеевой Сухаревой, продавшей 1551, 11 марта.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 294.
Купчая продажная Ульяны Осеевой Сухаревой, продавшей 1551, 11 марта.
Се яз, Ульяна Осеева дочи Мережанинова Сухарева, продала есми Дмитрею Омеянову сыну вотчину царя и великого князя Ивана Васильевича, а отца своего посилье Сухарево, что купил дед мой Нестер у Матфея у Савина сына половину двора и дворища, и в другом двори в клети, да в мылни половина, горних земль половина и луговых половина ж, опришно Кузнецевьской земли, что Онцыфор Салниковым продал, и со всими угодьи, что к той купли истари потягло, деда моего и батка моего Осея. А взяла есми на тех землях Ульяна у Дмитрея полтора рубля гривною москоскым числом. А денги есми взяла вси сполна, а прода[ла?] есми в дернь без выкупу и дела мне нет и моему роду. А мне, Ульяне, плати дань царя и великого князя и вси оброки и годовые розрубы заднии вси весь зад до Ильна дни. А где явится закладна или купчья на ту землю, и мне, Ульяны, выкупати вси своими денгами. Да продала есми по старым купчьим, что дед мой купил у Матфея, а старый пути у Федота, и делная, а понадобится старыи пути, мне Дмитрею и Федоту казати. А у купчей мужи: Илья Микин сын целовальник, да Родивон Аникин сын староста, да Яков Стефан сын, да Тимофей Григориев сын Прямиков, да Сава да Василей Конанавы дети, а Осеевы пасынкы. А купчью писал дьяк покровской Харлам Андреев сын лета ҂ЗНФ марта аi день.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 317.
Вкладная (данная) в Антониево-Сийский монастырь Андрея Омосова с товарищами на вотчину на р. Злотице 1551, 31 июля.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 317.
Вкладная (данная) в Антониево-Сийский монастырь Андрея Омосова с товарищами на вотчину на р. Злотице 1551, 31 июля.
Се яз, Ондрей Омосов сын, да яз, Неклюд Леонтов сын Соломбалской, да яз, Василей да Игнатей Матфеевы дети Молодых бояр, да яз, Федор да Никита Офанасьево дети Молодых бояр, да яз, Филип Дмитриев сын Леонтьева отдали есмя в дом Живоначалные Троице и Благовещенью Пречистые и Преподобному Сергию чюдотворцу, игумену Отнонью и всея братье вотчину свою на зимней стороне в Злотице реке, свои деребьи землю, и воды, и рыбные ловища, и пожни, бобровые ловища, и сокола гнезда, и дворы, и дворища, и лешебные лесы, и всякие угодья. А дали есмя ту вотчину свою Живоначальные Троицы игумены Онтонью з братьею на поминанье роду своему, родителей своих. И даную есмя им грамоту дали на свою отчину. А у сей даной сидели люди добрые: Яков Дмитреев сын, староста сотцкой, да Григорей целовалник, Остафьев сын Ануфреева, да Мокарья Григорьев сын. А даную писал ивановской дьяк Пронка Иванов сын лета ҂ЗНФ месяца июля ла день.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 814.
Отступная старца Якима Шеляпина, вложившего в Антониев-Сийский монастырь пожни в д. Журиловской
1592 г., 13 августа.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 814.
Отступная старца Якима Шеляпина, вложившего в Антониев-Сийский монастырь пожни в д. Журиловской
1592 г., 13 августа.
Се яз, Живоначалные Троицы Антоньива монастыря Сийского старец Яким Шеляпин, отступился есми Живоначалной ж Троицы в дом за вклад игумену Питериму, яже о Христе з братьею, по своей даной в Калестрове Журиловской деревни пожни на волоке, да и с сеном, что ныне скошено, в сотом году подле реку на четыре стана на пятдесят копен. А межа тому на волоку лес и лог межу моею Якимовою землею и Троицкою. И того сена, что ныне кошено, половина в монастырь Живоначалной Троицы, а другая половником, хто ставил. А впредь того на волок игумену з братьею косить. И оброк платить с того наволока данщиком по даной от нынешного году сотого монастырем по оброчной грамоте вместе со мною, старцом Якимом. А отступился есми того наволока в дернь за вклад, и в предь мне до него дела нет, ни сыну моему Семаку, ни роду моему, ни племяни. А на то послуси Ильинской дьяк с Сии Михайло Евстратов да Сийской ж волости земской дьяк Ондрей Григорьив сын Суслов, да Игнатей Иванов сын Каргополец, да Петр Семенов сын Галичанин. А отступную писал Иваш Андреив сын Ярцов лета ҂ЗР августа в ГI день.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 5.
1502 г., не ранее 6 мая. — Закладная Семена Микулина и Ивана Микулина на участки в Шубозере, Микицине и Наволоцких перевесищах.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 5.
1502 г., не ранее 6 мая. — Закладная Семена Микулина и Ивана Микулина на участки в Шубозере, Микицине и Наволоцких перевесищах.
Се яз, Семен Микоулин сын да се яз Иван Микулин же сын, заняли есмя оу Степана оу Игнатьева сына пять алтын московьскими денгами от святого Иева праведнаго да до Троицина дни до сего. А в тих есмя емоу денгах заложили в Шоубозери в Колацеви оучасток свой да и в Микицини оучастьки свои, в Наволоцики[х] двух перевесищах участки свои. А не станоут денги на срок на Тро[и]ци день, ино си закладная и коупчая грамота. А на то послуси Селиван Иванов сын да Степанав сын Иван. А закланею писал Максим Оврамов сын лета ҂з десятого.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 39.
1520 г., 7 февраля — Раздельная Никиты Окатова на движимое имущество между сыновьями.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 39.
1520 г., 7 февраля — Раздельная Никиты Окатова на движимое имущество между сыновьями.
Се яз, Микита Окатов сын, розделил есми своих детей Филипа, да Архипа, да Семона с Иелесием да с Федотом. А розделил есми их при своем животе, а дал есми им по шубе да по сермяге, да по топору, а по сей делнеи нет дела Елесею ни Федоту до Филипа ни до Архипа, ни до Семена. А на то староста волосной Гридя Лукин сын да мужи посаженые Иван Оксемьтив сын Киселев да Ефим Тимофев сын, да [И]ван Тимофев сын Орлова, да Федосей Яковлев сын Шамара. А кои взочнет по сей делной Филип, или Архип, или Семен, или Елесей, или Федот, ино на намесника пять рублев. А сю делную писал дияк егориевской Власец Иевлев сын. А писана делная лета ҂з-щь ки-го месяца февраля з день.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 446.
1562 г., 3 мая. — Духовная Григория Данилова.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 446.
1562 г., 3 мая. — Духовная Григория Данилова.
Во имя отца и сына и святого духа. Се яз, Григорей Данилов сын, пишу сию духовную грамоту при своем животе, своим целым умом и разумом. А нет ми даня никому ничего, а взятя нет же ни у кого ничего же. А что у меня деревенька на Прилуке в Великом селе две веревки земли горныя и луговыя по своей купчей да и ту землицу, что ми з делу досталос от батка своего Лукинскую, и яз, Григорей ту деревенку и с тою землицею с Луканскую подписал Пречистой и собора Архистратигу Михаилу в дом. И служителем пречистинским игумену Мартьяну или по нем ин игумен будет, и священику, и крилошанам, и старцам на кормление. Да и с той же из моей деревни давать на службу, на проскуры з году на год по два пуска жита да по пуску ржи. А живота моего Григорьева естя мерин голуб, да две коровы, обе черны, да три овцы, да теля бело бычок, да хлеба моего тритцать мер: десять мер ржи, а дватцать мер жита. И толко моего всего живота . И яз, Григорей, отказываю тот свой живот после своей смерти весь зятю своему Елизарию и дочери своей Марии. А сорокуустия им дати по моей души игумену Мартияну десять алтын, а отцу моему душевному попу Михаилу восеть алтын, а дьяку и пономарю и проскурнику восмь же алтын. Да и после того зятю моему Елизарию и дочери моей Марии по моей душе памети творити, а достал животов моих все Божии да их зятя моего Елизария и дочери моеи Марии. А иному нет дела до моих животов никому ни в чем, на роду моему, ни племяни. А за тим есми не виноват никому ни чем, разве Богу душею. А на то сведитель Бог и отец мой душевной священик Михайло Григорьев сын. А у духовной сидели люди добрыя Степан Кондратиев сын да Осип Павлов сын Шитиков да Ондрей Макарин сын Кувалда да Григорей Игнатиев сын. А хто взочнет животов моих пытати, и яз с ним сужуся на том свети пред Сп(а)сом. А духовную писал дьяк покровской Ивашко Васильев сын Соломин лета ҂з семдесятого мая в г день.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 499.
Мировая Степана Кондратьева и Афанасия Андреева в деле о спорной земле в Каменном носу
1568 г., 12 октября.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 499.
Мировая Степана Кондратьева и Афанасия Андреева в деле о спорной земле в Каменном носу
1568 г., 12 октября.
Се яз, Степан Кондратов сын да яз, Афонасей Андреев сын, записали есмя меж собя мировые записи полюбовно в том, что искал яз, Степан Кондратов на Офонасие земли в двух местех в Каменном ном(sic!) носу да внизу в Старых перевесищах перед выборними судьями перед Анкудином Давидовым сыном Ратаева с товарыщи по жалобнице и по судному списку. И яз, Степан, отступился Афонасию в Каменном носу по Панковых межу по Прилутцкой перегороде от Левши прямо к Емце реки. А яз, Афонасей, отступился Степану земли в Нижних перевесищах. И вперед мне, Степану, до той земли, что в Каменном носу отступился Афонасью до Прилутцкой перегороды, дела нет, ни детем моим. А что яз Афонасей, отступился Степану в Нижних перевесищах земли и вперед мне, Афонасью, до той земли дела нет, ни детем моим. А тех у нас две мировые записи по своим слово в слово. А на том послухи Лазар Нечай Степанов сын Пятутин, да Конан Юрьев сын, да и Тит Орда Фомин сын, да Сергий Кропива Ларионов сын. А мировую запись писал дьячек земской Трошка Михайлов сын лета ҂зо седмаго октября 12 дня.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 970.
Заемная кабала Иосифа Иванова сына Тюрюрюкова Трофиму Некрасову сынуу Рюме на 2 рубля.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 970.
1599 г., не ранее 14 октября – Заемная кабала Иосифа Иванова сына Тюрюрюкова Трофиму Некрасову сынуу Рюме на 2 рубля.
Се яз Иосип Иванов сын Тюрюрюков с Кожины с горы занял есми у Трофима у Некрасова сына у Рюмы два рубли денег московских числом октября в 14 дi день да до срока до Николина дня осенного 108 ри году до сроку без росту. А поляжет кабала по сроце ино рост дати на пять шестой. А учну яз платитца за судом и за судом мою грамотою иму Трофиму по сей кабале учинитца в волоките у(быт)ка (1), и мне, заимщику, по сей кабале платити денги с ростом вси с убытки и с волокитою и с подграмотными пошлинами. На то послух Трофим Иванов сын пенежанин да Михайло Федотьев сын Корела Нинабаин Троетцкого села. Писах кабалу николской дьячек Федка Вагин лета ҂зри года.
(1) часть слова в круглых скобках перечеркнута.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 473.
1566 г., 17 сентября. – Межевая запись по поводу дворовых участков Якова Иванова Шаляпина и Данилы Кононова в Матигорах.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 473.
1566 г., 17 сентября. – Межевая запись по поводу дворовых участков Якова Иванова Шаляпина и Данилы Кононова в Матигорах.
Се яз, Яков Иванов сын Шаляпин да яз, Данило Конанов сын, записали есмя меж собою запись межевную, поставя судей на улицы на межы. И излюбили есмя оулицу мирскую и собе меж собою от Яковлева двора меж Яковлевою землею и Даниловою на устье горнией улицы пять сажен. А на межах тое улицы вкопаны по каменю. А в гору от Яковлевы мылни до Даниловы земли четыре сажени. А вперед податис против того ж поля Данилова улица меж огороды две сажени. А от Яковлева двора до Данилова двора улица мирская, и нам поперег две сажени до Данилова угла до избного. А в гору улица от дву сажен по старой межи и по старым огородам. На то послуси Ульян Иванов сын Коротких да Истома Козмин сын Шилгин. Запись писал Николы Матигорского дьяк Васка Власьев сын лета ҂зо пятого сентября зi день.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 650.
1582 г., 9 февраля. – Благословенная грамота митрополита Дионисия на построение храма в Игнатовском починке на Мезени.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 650.
1582 г., 9 февраля. – Благословенная грамота митрополита Дионисия на построение храма в Игнатовском починке на Мезени.
Божиею милостию се яз, смиренныи Дионисие, митрополит всея Русии. Били нам челом Стюденого моря Сиверские украины полунощные страны с реки с Мезени черной поп Никон да старец Ферапонт, да старец Мисаило, да старец Трифон, да старец Хорлампей, да крестьяне Иванко да Созонка Игнатьивы дети с товарыщи. А сказали было де и Божие посещение на люди поветрея в восмьдесят девятом году, и в те деи поры у них Богу прилучил черной свещенник. И он деи их стриг, и ныне деи они живут по мирским церквам без пастыря, а монастыря деи от них удалели, а они деи старцы убогие, в монастыри вкладу дати нечего. И ныне деи они старцы и крестьяне собралися конец Коращелей на починок Игнатовской и поставили чесовню и кельи. И нам бы их благословити, велети им на том месте воздвигнути храм Святые Живоначалные Троицы и монастырь строити. И будет так как нам черной поп Никон з братиею и со крестьяны били челом, и яз их благословил храм Святые Живоначалные Троицы в починке в Ыгнатовском воздвигнути велел, и освещати черному попу Никону з дияконом по правилом святых апостол и святых отец, и Божественое пение держати по уставу и по монастырскому чину и по соборному уложению. И желаемых во иноческий образ постригати и в болшой образ совершати. Писана на Москве лета ҂зч генваря ф дня. А подписал дьяк Иван Шебаршин.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 820.
1592 г., 26 ноября. – Обыск двинского денежного сборщика Федора Матвеева и лисеостровца Ушака Бараласова казны Петропавловской церкви на Ширшемском озере.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 5 (Антониево-Сийский монастырь). ОП. 1. Д. 820.
1592 г., 26 ноября. – Обыск двинского денежного сборщика Федора Матвеева и лисеостровца Ушака Бараласова казны Петропавловской церкви на Ширшемском озере.
Лета ҂зра ноября в кs день по присылке грамоты святейшаго Иева патриарха Московскаго всеа Русии на Двине денежной сборщик Федор Матвеев да лисостровец Ушак Бараласов ездили по приказу и по грамоте на озеро на Ширшому, дозрили и осмотрили храм верховных апостол Петра и Павла, стоит пуст, а жилцов нет никого, а книг и казны церковной нет же в церкви. А пашнишко невеликое есть, пахано наездом. И приехав в Лисостровской стан Федор да Ушак испрошали у волостных людей лисостровские волости про храм и про книги и про церковнную казну и про пашню и про жаловалные грамоты. И волостные люди Лисостровские волости Данило Харлампьев, Гаврило Сименов Терентеева, Григорей Титов Морозова, Омос Офонасьев Наваликашин, Василей Селиванов, Онкудин Оферьев, Василей Семенов Терентьева, Иван Тимофеев Мелехов, Лукьян Григорьев Поткин, Офонасей Лукьянов, Поздей Романов, Карп Григорьев сказали: по государеву цареву и великого князя крестному целованию вправду Петр и Павел храм стоит пуст, а поп гол умер, а остался сын ево Яков, и вы, господине, спрошаите у сына ево у Якова, тот ведает про все. И Федор Матфеев да Ушак поставя Якова, попова сына, и спрошали: на озере на Ширшомском хто пашню пахал? И у тово храму хто жил и где церковная казна и книги и жаловалные грамоты? И Яков сказал: деревню государи на озере пахал яз, и грамоты жаловалные у меня, толке грамот яз взять тепере не дам, а положу яз грамоты на Москве перед патриархом. И Федор да Ушак Якова прошали поруки: станет на Москве перед патриархом. И Яков по себе поруки не дал, поруки де по мне нет. И не ручал ево нихто. Обыск писал лисостровской церковной дьячек Савка Андреев.