ИНОСТРАННАЯ БУМАГА В РОССИИ В XIV – НАЧАЛЕ XX ВВ
Русский термин «бумага» для обозначения соответствующего писчего материала впервые зафиксирован в записи на Прологе 1481 г. из Российской национальной библиотеки, но, несомненно, существовал и ранее. Исследователи указывают на родство этого слова с обозначениями хлопка на разных языках: греческом (βόμβαξ, βόμβυξ, βάμβαξ), турецком (pambuk, pamuk), персидском (pambah), армянском (bambak), грузинском (bamba). Кроме того, в обиходной и книжной речи XV–XVII вв. термин «бумага» обозначал вату, т.е. хлопок, что видно из следующих выражений: «кафтан стеган на бумаге» «аще будеть свинаа шерсть мягче бумаги», «в бумажнице оден».
Использование бумаги в русских землях впервые зафиксировано в первой половине XIV в. На бумаге написано два документа, относящиеся к этому времени: договор смоленского великого князя Ивана Александровича с Ригой и договор московского великого князя Семена Ивановича с братьями Иваном и Андреем. Первый из них, договор князя Ивана Александровича с Ригой, написан на бумаге с итальянской филигранью Арбалет, которая датируется 20‑ми гг. XIV в. Правда, исследователи допускают, что местом написания договора могла быть Рига, либо бумагу могли привезти из Риги специально для составления этого документа, и поэтому на его примере нельзя судить о времени проникновения западноевропейской бумаги в Россию. Второй документ, договор князя Семена Ивановича с братьями, по содержанию датируется концом 40-х – началом 50-х гг. XIV в., филигрань же не просматривается, так как манускрипт еще в XIX в. был наклеен на плотную бумагу.
Известно несколько рукописей, написанных на пергамене и бумаге «в прокладку», т.е. листы пергамена чередуются в них с бумажными листами. Так, в одной из этих рукописей, Архивской лествице, в каждой тетради из восьми листов листы 1 и 8, 4 и 5 – пергаменные, а остальные (листы 2 и 7, 3 и 6) – бумажные. Пергаменными являются, таким образом, крайние и срединные листы тетради. Сложность в датировке таких рукописей состоит в том, что в некоторых из них, например, в «Архивской» лествице, использована бумага без маркировочного знака. Рукописные книги XIV в., написанные на бумаге, как правило происходят из Византии или южнославянских стран. Одной из самых ранних бумажных рукописных книг, созданных в России, является Евангелие, написанное в Спасо-Преображенском соборе Твери в 1417 г. Исследователи определяют бумагу этой рукописи как итальянскую с небольшим добавлением французской. Ту же ситуацию можно наблюдать и в ранних рукописях из собрания Кирилло-Белозерского монастыря, которые датируются началом XV в. Вплоть до XV в. Италия сохраняла роль монополиста в деле распространения бумаги в Европе. Распространенными знаками итальянской бумаги являются Ножницы, Римский папа, Собака, Единорог, Три горы, Колонна, Голова мавра и др. В XV в. в России появляется французская бумага и постепенно вытесняет итальянскую. Именно на этом этапе, видимо, и созданы древнейшие русские бумажные рукописи. Французская бумага оставалась самой распространенной и в XVI в., вплоть до второй четверти XVII в. Для XV в. (примерно со второй четверти) самой распространенной является филигрань Голова быка. Бумага с этим знаком выпускалась в разных странах, определить происхождение самого знака сейчас не представляется возможным. Полагают, что он появился в Италии в XIV в., а оттуда проник в Германию. С конца XV в. Голову быка вытесняет филигрань, представляющая собой готическую букву «P». Французское происхождение этой филиграни сомнений не вызывает. Очень распространена для первой половины XVI в. и филигрань Рука или Перчатка (разница несущественна – только в наличии или отсутствии манжета). В 50–70-е гг. XVI в. в русских рукописях часто встречается французская филигрань Сфера (круг, расчерченный внутри параллельными линиями и полуокружностями). Среди французских знаков этого периода встречаются гербы городов Парижа, Труа и др., а также коронованных особ. Для 80–90-х гг. XVI в. характерны фирменные знаки французских фабрикантов Никола Лебе, Жака Лебе, Эдмона Дени и др. Это явление вызвано указами французских королей XVI в., которые предписывали помещать на маркировочном знаке имя владельца бумажной мануфактуры. В 80-е гг. XVI в. в большом количестве появляется французская филигрань Кувшин, которая встречается и ранее (на итальянской бумаге, например, начиная с XIV в.), но именно в конце XVI в. становится самым распространенным знаком, и продолжает оставаться таковым вплоть до 40-х гг. XVII в. В 40-е гг. XVII в. встречается филигрань Лилия в геральдическом щите под короной. Ее изображение в виде трилистника с опоясывающим кольцом – типично французское. Наряду с французской в XV и XVI вв. в Россию проникает немецкая бумага, а также польская. Для немецкой бумаги середины XVI в. характерны филиграни Вепрь или Кабан, Одноглавый орел, Тиара (высокая корона с крестом), Герб Базеля (рог изобилия) и др. С середины XVII в. стала выпускаться немецкая бумага с филигранью Мадонна. В 80–90-е гг. XVII в. в русских рукописях встречается немецкая филигрань Аламода (другое название – Галантная сцена). Название и сюжет этой филиграни происходят из старинной легенды, популярной в Европе в XVII в. Филигрань изображает кавалера с кубком и даму с цветком или сердцем в руке. Между фигурами иногда изображается дерево или цветок, а на постаменте – надпись «Alle mode papier» или «Almodepapier». По некоторым данным бумага с таким знаком впервые стала производиться в начале XVII в. близ Нюрнберга. Изображение медведя в гербовом щите – признак бумаги немецкой или швейцарской. Польская бумага представлена множеством знаков, среди которых наиболее часто встречаются гербы городов или родовые гербы и гербовые знаки: Абданк, Глаубич, Годзава, Елита, Лабендзь, Лис, Любич, Наленч, Новина, Одровонж, Остоя, Свенчиц, Слеповрон, Топор, Тэнпа подкова, Ястржембец и др. В XVII в. бумажным монополистом становится Голландия, которая еще в XVI в. служила только складом для бумаги, производимой в других странах. В XVII в. бумажное производство в Голландии бурно развивается. Сюжеты голландских филиграней немногочисленны: для 40–80-х гг. XVII в. это в основном Голова шута шести разновидностей, для 80-х гг. XVII – 20-х гг. XVIII в. – Герб Амстердама, реже – Герб семи провинций и др. Относительно происхождения знака Голова шута есть версия, что впервые он появился в Англии после свержения королевской власти. Кромвель якобы приказал всем бумагоделателям изображать голову шута вместо короны. В XVIII в. на голландской бумаге господствует сюжет «Pro Patria» («За Родину»), который представляет собой довольно сложную композицию: за символической оградой восседает женская фигура (богиня Афина) с жезлом, а рядом с ней помещено изображение голландского герба (лев с саблей). В России в XVIII в. была широко распространена бумага голландской фирмы J. Honig and Zoonen. Знаки голландской бумаги XVII–XVIII вв. в большинстве случаев имеют литерное сопровождение и контрамарку.
Относительно ввоза и распространения бумаги есть данные только начиная со второй половины XVI в. Так, наиболее популярная в этот период французская бумага ввозилась в страну английскими купцами через Архангельск. Импорт бумаги со временем возрастал: в 1585 г. среди ввезенного английскими купцами в Архангельск товара зафиксировано 400 стоп бумаги, в 1600 г. – 1000 стоп, в 1621 г. – 1990 стоп, в 1635 г. – 9150 стоп. Другим, более древним, путем проникновения бумаги в Россию могла быть Рига. Известно, что бумагой в Риге торговали уже в начале XV в. Внутри страны бумагу развозили русские купцы. Они закупали ее на ярмарке в Архангельске, везли в Вологду по воде на дощанниках, а из Вологды до Москвы отправляли зимой на ямских подводах. Уже в 80-е гг. XVI в. в Москве известен книжный ряд, где торговали бумагой в розницу, а, возможно, и оптом. Стоила бумага недешево – на внутреннем рынке цена одной дести колебалась от 3–4 денег в первой половине XVI в. до 4–7 денег – во второй. Новгородская II летопись под 1555 г. сообщает об исключительной дороговизне бумаги, когда один лист стоил полденьги. Есть данные, что для нужд государственных учреждений бумага закупалась непосредственно на архангельской ярмарке. Сохранилось упоминание о царском наказе таможенным головам о покупке в Архангельске бумаги «на свои государевы нужды». Можно проследить и такую закономерность: если требовалась большая партия, то бумагу закупали у иностранных купцов; если нужно было купить всего несколько стоп бумаги, то обращались к розничным торговцам в Москве. 27 января 1631 г. был выпущен царский указ о покупке в приказы бумаги из приказа государевой Большой казны, а не в торговых рядах. Указ этот, однако, на практике не соблюдался. Приказам требовалось большое количество бумаги. Один из крупнейших приказов, Посольский, расходовал ежегодно 300 стоп, т.е. 144 тысячи «дестных» листов. Еще больше бумаги требовалось для Печатного двора – тираж каждой книги, по подсчетам книговедов, составлял 1000–1200 экземпляров. Для второй трети – конца XVII в. сохранились сведения о закупке бумаги для Печатного двора. Бумагу покупали у купцов, по всей видимости, в Москве. Замечательно, что при выборе бумаги учитывались филиграни – в документах встречаются следующие термины: «бумага царева венца» (филигрань Геральдическая лилия в щите под короной), «бумага под травкою» (разновидность филиграни Кувшин, с навершием в виде цветка), «бумага под оловенником» (филигрань Кувшин) и т.п.
В литературе высказывались предположения относительно импорта бумаги с востока, через Астрахань, но никаких данных об этом в источниках пока найти не удалось.