МЕТОДИКА ДАТИРОВАНИЯ РУКОПИСИ ПО ФИЛИГРАНЯМ
С наибольшей точностью по филиграням можно датировать только бумагу ручного отлива с маркировочными знаками, изготовленными вручную. В XIX в. все более широко применялся способ нанесения маркировочного знака штампом, что препятствует идентификации конкретных листоотливочных форм.
Датировке рукописей по филиграням ручного изготовления посвящена обширная литература как на русском, так и на иностранных языках. В общих чертах весь процесс датирования можно свести к следующим этапам.
Обнаружение филиграней. Для этого нужно посмотреть на каждый лист исследуемой рукописи «на просвет», увидеть линии вержеров и понтюзо, установить расположение знака на листе. Для этого бывает необходимо сначала определить формат рукописи. В зависимости от формата основной маркировочный знак и контрамарка будут находиться в разных местах листа. Рассмотрим основные форматы рукописей, двигаясь от большего к меньшему. Максимальный формат представляет собой целый, развернутый лист бумаги. Маркировочный знак располагается на нем в верхней или нижней половине. Если присутствует контрамарка, то маркировка присутствует и верхней, и в нижней половинах листа. Этот формат в XVI–XVII вв. называли александрийским или большим александрийским. В документах XVI в. встречаем еще одно наименование наибольшего формата – «в десть» или «в дестный лист». В современной археографии принят другой термин – «в развернутый лист». Для формирования кодекса из таких листов их сшивали друг с другом. По следам сшивки и расположению вержеров и понтюзо формат «в развернутый лист» выявляется без труда. Более распространенным большим форматом является формат in folio (отсюда – фолиант) или, по древнерусской терминологии, «в десть». Рукописи этого формата составлялись из тетрадей, а тетради – из сложенных вдвое целых, «дестных» листов. Этот формат по существу представляет собой ½ целого листа, поэтому в некоторых описаниях рукописей принято его обозначать 2º в отличие от формата в развернутый лист, который обозначается 1º. В большинстве же случаев оба эти формата обозначают одинаково: 1º или F. В рукописи формата in folio маркировочный знак или контрамарка располагаются в центре листа. Если контрамарка отсутствует, то половина листов рукописи оказываются немаркированными. Это несущественно, так как маркировочный знак обязательно присутствует на второй половине каждого двойного листа тетради. Выявить расположение листов по тетрадям нужно в любом случае, так удается соотнести основной маркировочный знак с его контрамаркой, а также выявить отсутствие контрамарки у знака. Если знак читается на первом листе тетради, то его контрамарка должна располагаться на последнем листе. Вторая половина второго листа тетради – предпоследний лист этой же тетради и т.д. Следующий формат – in quarto или «в полдесть», «в четверть», «в четь». Он обозначается 4º или Q и представляет собой сложенную вдвое половину целого листа, то есть каждый лист такой рукописи размером в ¼ целого листа. Маркировочный знак находится у корешка в середине листа. На листе этого формата читается только половина маркировочного знака, другую его половину следует искать на второй части двойного листа, то есть в другой половине тетради. Если у знака нет контрамарки, то половина листов вообще не имеет маркировки. Это затрудняет датировку, так как без маркировки, в отличие от формата in folio, оказываются обе половины двойного листа. Поэтому здесь не исключено присутствие другой бумаги, выявить которую крайне сложно. Для этого используют метрические замеры – измеряют количество вержеров на 1 см и расстояние между понтюзо на листах без маркировки и сравнивают с аналогичными показателями на листах с маркировкой. И все же самая большая трудность при работе с филигранями рукописей in quarto заключается в том, что среднюю часть знака, как правило, увидеть нельзя, так как она приходится на сгиб листа и, как говорят, «уходит в переплет». В два раза меньше следующий формат – in octavo или «в осмину», который обозначается соответственно 8º или O. Рукописи такого формата составляются из сложенных вдвое четвертинок целых листов. Если в рукописи формата in quarto исследователь сталкивается с половинами знаков, то в формате in octavo маркировочный знак разделен на четыре части, и на одном листе, в верхнем или нижнем углу у корешка, помещена только ¼ знака. К тому же некоторые элементы знака «уходят в переплет». В этом случае еще более важно, чем для рукописи in quarto, выявить расположение двойных листов в тетрадях – ведь филигрань приходится буквально собирать из фрагментов. Изредка встречаются рукописи и в 16-ю долю листа (16º). Делопроизводственные материалы допетровского времени (до 1700 г.) представлены свитками, так называемыми столбцами, состоящими из последовательно склеенных сставов. Каждый сстав – это продольная половина «дестного» листа. Соответственно, филигрань, точнее, ее верхняя или нижняя половина, будет располагаться по правому или левому краю сстава.
Для установления формата может оказаться полезным расположение понтюзо и вержеров. Так, рукопись формата in folio после многократного переплетения приобретает размеры рукописи in quarto. Это происходит потому, что при переплете выравнивают блок книги, подрезая поля, что ведет к уменьшению размеров кодекса. В таком случае формат можно установить только по расположению сетки и маркировочного знака. Ниже помещена таблица, в которой указано расположение понтюзо, вержеров и знака для рукописей разного формата.
Формат | Расположение понтюзо | Расположение вержеров | Расположение маркировочного знака |
1º («в дестный лист», в развернутый лист) | Горизонтально | Вертикально | В нижней или верхней половине листа |
1º, 2º (in folio, «в десть») | Вертикально | Горизонтально | В центре листа |
4º (in quarto, «в полдесть», «в четверть») | Горизонтально | Вертикально | Посередине высоты листа у корешка |
8º (in octavo, «в осмину») | Вертикально | Горизонтально | В верхнем или нижнем углу листа у корешка |
16º | Горизонтально | Вертикально | В верхнем или нижнем углу листа у обреза |
Сстав столбца | Горизонтально | Вертикально | По правой или по левой кромке листа (верхняя или нижняя половина знака) |
Распознавание и атрибуция знака. На этом этапе следует установить, что изображено на маркировочном знаке, прочитать литерное сопровождение и по возможности выяснить правильное название знака. Нужно иметь в виду, что знак часто бывает представлен двумя или, что встречается реже, четырьмя или даже шестью формами. При этом, как правило, в паре один знак хорошей сохранности, а другой – значительно худшей. Для распознания сюжета нужно выбирать листы с хорошо просматриваемым знаком, а сам знак должен быть по возможности хорошего состояния. Необходимо определить также, какая контрамарка относится к какому знаку. Сложнее бывает установить правильное название филиграни. Например, не Завиток и даже не Рог изобилия, а герб города Базеля и пр. Это нужно для описания филиграни и для поиска аналогов в альбомах.
Копирование знака. Копирование знака необходимо не всегда. Часто можно удовлетвориться зарисовкой или непосредственным сравнением филиграни с образцами из альбомов. Однако в тех случаях, когда требуется фиксация индивидуальных особенностей отливочной формы, копирование знака необходимо.
Традиционным и доступным для всех методом копирования является калькирование. Для этого используется так называемый «клин», состоящий из двух соединенных под острым углом пластинок органического стекла, с источником света (лампой) внутри конструкции. Клин можно с успехом заменить пластиной органического стекла, которая снизу подсвечивается настольной лампой. Суть этого приспособления в том, что стекло с подсветкой подводится под любой участок любого листа в кодексе (для этого и необходим острый угол в клине). Сверху на лист накладывается калька и производится калькирование знака на просвет. Чтобы не повредить бумагу рукописи, желательно под кальку подкладывать твердую прозрачную пленку. При калькировании рекомендуется фиксировать только видимые части знака, не реконструируя и не домысливая утраченные или плохо просматриваемые элементы. Желательно также отметить ближайшие к знаку две или четыре линии понтюзо. Некоторые исследователи настаивают на фиксации вержеров на участке в 1 см. С 20-х гг. XX в. применяется метод контактной фотографии. Он довольно трудоемок, но отличается высокой точностью воспроизведения размеров и пропорций знака, что при копировании крайне важно. Под лист с филигранью в темноте подкладывают лист фотобумаги, после чего воздействуют светом. В результате этого на фотобумаге отпечатывается рисунок филиграни. Трудность здесь состоит в том, что фотобумагу нужно вскоре проявить. Есть у этого метода и другой существенный недостаток. Контактная фотография фиксирует только видимое изображение филиграни. Часто элементы знака оказываются неразличимы или слабо различимы из-за текста или загрязнений.
Гораздо эффективнее в этом отношении изобретенный в 60-е гг. XX в. ленинградским специалистом Д.П. Эрастовым метод бета-радиографии, при котором устраняются все помехи, и знак виден отчетливо. Недостатком метода является громоздкое оборудование. Кроме того, есть сомнения в безопасности бета-радиографии для исследуемой бумаги. В настоящее время практикуется съемка филиграней в инфракрасных лучах на цифровую камеру. В процессе обработки изображения на компьютере несколько ослабляются помехи, и филигрань читается лучше, чем невооруженным глазом. Однако, недостатки есть и у этого метода. Главный из них – трудность достичь точности в размерах и пропорциях знака, так как при съемке камерой неизбежно искажение. Следует отметить, что развитие новых методов копирования филиграни не отменяет традиционного калькирования. Первоначальные наблюдения лучше делать все же на основе калек – это самый простой и весьма точный метод копирования.
Поиск аналогий и определение степени близости. Это наиболее важный этап датировки. Заключается он в поиске как можно более близких знаков, имеющих дату. Собственно, филигрань может иметь две даты: так называемые белую и черную. Белой называется дата, которая присутствует в самом маркировочном знаке и указывает на время изготовления бумаги. Такие даты в Западной Европе появились в конце XVI в., а в России получили распространение в XVIII–XIX вв. На русской бумаге дату не выплетали из проволоки, как остальные элементы филиграни, а вырезали из листа металла и прикрепляли к сетке формы. Поэтому даты на русских филигранях выделяются не светлым контуром, а сплошным светлым силуэтом. Черной называют дату создания рукописи. Она свидетельствует о времени бытования бумаги с данной филигранью. Датировка филиграней с белой датой затруднений не вызывает, так как читается в самой филиграни. Датирующими являются также литеры, включенные в композицию филиграни или расположенные на контрамарке. Они указывают на владельца бумажной мельницы или фабрики, т.е. на определенный период, в который бумага была произведена. Если литерное сопровождение западно-европейских филиграней зачастую раскрыть не представляется возможным, то большинство аббревиатур русских филиграней XVIII–XIX вв. исследователями раскрыто. Таким образом, русскую филигрань можно приблизительно датировать по литерному сопровождению (см. Приложение 3). Если присутствует белая дата, то задача существенно упрощается. К справочникам обращаются лишь в тех случаях, когда часть филиграни с датой утрачена или не читается. Когда белая дата отсутствует, большое значение имеют черные даты. Они позволяют с некоторой степенью точности определить время бытования того или иного маркировочного знака. По большей части знаки именно с такими датами публикуются в альбомах филиграней. В поисках аналога исследуемой филиграни нужно выявить круг наиболее близких знаков, имеющих черную дату. Обнаружив в альбоме наиболее близкий аналог датируемой филиграни, следует определить степень близости двух знаков, датированного (из альбома) и датируемого. От этого зависит, каким временным промежутком можно датировать филигрань: несколькими годами или несколькими десятилетиями.
Впервые классификацию степеней близости филиграней предложил Ш. Брике. В.Н. Щепкин несколько скорректировал классификацию Брике и применил ее для русских рукописей. Итак, классификация Брике–Щепкина выделяет три степени близости. Первая степень – тождество знаков, когда совпадает контур изображений. Эта близость свидетельствует о том, что оба знака отлиты с одной формы. Поскольку средняя продолжительность службы одной формы – два года, то тождественные филиграни можно считать практически одновременными. Вторая степень близости – это сходство общего рисунка филиграни при несовпадении контуров, размеров знака (в небольшой степени), а также мелких деталей. Такие знаки называются сходными. Они могли появиться не одновременно, но в одну эпоху и в одном регионе. Здесь следует говорить об общем графическом образце, к которому восходят рисунки обоих знаков. Наконец, третья степень близости предполагает отдаленное сходство рисунка филиграней – знаки подобные. Следует отметить, что для разных филиграней выделяются свои критерии сходства и подобия. Для знаков, не имеющих заметной эволюции рисунка, т.е. если на протяжении десятилетий рисунок филиграни менялся незначительно, небольшие отклонения уже могут считаться признаком «подобия», а не «сходства». В качестве примера приведем филиграни Голова быка или Готическая буква «Р». Знаки, отстоящие друг от друга на несколько десятилетий, могут лишь слегка отличаться размером или деталями. Для филиграни Кувшин, напротив, небольшое несовпадение в размере или в деталях вполне допустимо для знаков, изготовленных на одной мельнице примерно в одно время. А.А. Амосов ввел еще одну степень близости филиграней. Он предложил парные формы или знаки, не являющиеся парными, но изготовленные при помощи одного шаблона, называть близкими. При описании филиграни выделенные исследователями степени близости называются следующими терминами: тождество (для тождественных филиграней), разновидность (для близких), вид (для сходных) и тип (для подобных). Первые две степени близости встречаются крайне редко, так как маловероятно найти в альбоме филигрань, тождественную или парную исследуемой. Объяснение этому можно видеть в том, что, по мнению А.П. Богданова, к настоящему времени опубликовано не более четверти всех дошедших филиграней. Кроме того, степень точности воспроизведения филиграней в альбомах невысока и зачастую не позволяет установить «тождество» или «близость» знаков. Поэтому в большинстве случаев ближайший аналог исследуемой филиграни можно найти лишь на уровне «сходства» или «подобия». Задача исследователя здесь состоит в том, чтобы отыскать «сходную» филигрань, а не ограничиваться «подобными», так как «сходство» указывает на одно время и, возможно, на одну мельницу или, в крайнем случае, на один регион производства.
Полученные результаты поиска аналогичных филиграней записываются следующим образом: Филиграни: 1) Ключи с литерой R – тип: Брике 3908 (1585–1590 гг.), 3909 (1595–1600 гг.), Каманин, Витвицька 860 (1628 г.); 2) Кувшин одноручный с литерами IA – вид: Гераклитов 402–404 (1594 г.). Названия альбомов филиграней, как правило, сокращаются до указания на автора альбома. В том случае, когда указываются «подобные» филиграни (термин «тип»), а не «сходные» (термин «вид»), лучше привести не один, а несколько аналогов, так как столь отдаленное сходство, как правило, предполагает большой временной промежуток между родственными знаками. Вообще же следует пытаться отыскать как можно больше аналогов и при описании знака по возможности указать их все.
Датировка исследуемого знака и рукописи. Сложность этого этапа состоит в том, что требуется определить не только дату изготовления бумаги, но и дату написания рукописи. Здесь следует учитывать срок «залежности» бумаги, т.е. время от момента ее создания до момента использования. Филигрань датированной рукописи или печатной книги могла срока залежности не иметь вообще, т.е. быть созданной в один год с написанием рукописи или изданием книги, а могла быть создана за несколько лет или даже за несколько десятков лет до этого. То же можно сказать и относительно филиграни датируемой рукописи. Отсюда получается, что даже тождественные знаки в датированном и недатированном документах не свидетельствуют о создании обоих документов в одно время. Решить этот вопрос можно лишь обращением к почеркам, переплетам, записям и пр., т.е. проведя кодикологическое исследование. Часто, однако, подобное исследование провести не удается (например, на начальном этапе исследования или при археографическом описании). В таком случае высчитывают примерную «залежность» бумаги. Исследователями подмечено, что «залежность» – величина довольно постоянная. Свои наблюдения они основывали на бумаге с «белой датой», т.е. содержащей дату изготовления. Впервые расчеты средней «залежности» предпринял Брике. Он предложил исчислять ее 15-ю годами. По Брике, нужно допустить, что бумага либо была изготовлена за 15 лет до написания датированной рукописи, либо – в год написания этой рукописи, и, следовательно, другая рукопись на этой же бумаге может быть написана в течение следующих 15-ти лет. Следует отметить, что Брике оперирует тождественными или близкими знаками, которые действительно созданы примерно в одно время. Промежуток, к которому следует относить недатированную рукопись, исчисляется, таким образом, 30-ю годами в том случае, если найден один аналог с черной датой. Если же таких аналогов несколько и они хронологически близки друг к другу, то период в 30 лет можно сократить. Для получения ранней даты филиграни нужно из даты позднего аналога вычесть 15 лет, а для получения поздней даты – к дате раннего аналога прибавить 15 лет. Так, если черные даты ближайших филиграней – 1568 г. и 1571 г., то недатированная филигрань относится к промежутку между 1566 (1571–15) и 1583 (1568+15) гг. В.Н. Щепкин резонно возражал Брике, что столь близкие аналоги зачастую найти не удается, и предложил несколько иную методику расчета датировки рукописи по филиграням. Щепкин соглашался с Тромониным и Лихачевым, что средняя «залежность» бумаги составляет примерно пять лет. Исследователь предлагал вычислить среднюю арифметическую черных дат филиграней-аналогов, и поместить эту дату в середину десятилетия, которым и датировать рукопись. Возвратимся к нашему примеру с черными датами аналогов 1568 г. и 1571 г. и вычислим датировку близкой им недатированной филиграни. Средняя арифметическая черных дат – 1569,5, т.е (1568+1571)/2. Крайняя ранняя дата – 1569,5–5=1564,5, а крайняя поздняя дата – 1569,5+5=1574,5, т.е. рукопись следует датировать десятилетием между 1564 и 1574 гг.
Отметим, что чаще всего удается отыскать аналоги на уровне сходных филиграней, которые могли быть изготовлены с разницей в несколько лет, возможно, и не на одной, а на разных мельницах. При такой приблизительности едва ли имеет смысл производить точные расчеты. Можно лишь рекомендовать при поиске в альбомах не ограничиваться одним аналогом, а также не датировать рукопись по одной филиграни. Если филиграней несколько, а к каждой из них подобрано несколько аналогов, то, как правило, крайние черные даты аналогов дают промежуток в 20–30 лет. Этот промежуток можно считать наиболее вероятной датой рукописи. Для сужения промежутка датировки до 10 лет или менее следует отыскать рукописи, написанные на тождественной бумаге теми же почерками, т.е. выходить на уровень кодикологического исследования.