Приложение 1
РУЧНОЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА БУМАГИ
(из книги И.Т. Малкина История бумаги. М., 1940. С. 27, 34–35)
Вполне законченное представление о старинном производстве бумаги дают современные бумажные мастерские в индийском княжестве Кашмир. Здесь до сих пор из пеньковых и льняных тряпок, старых парусов, сетей и канатов вырабатывается вручную четыре сорта бумаги – писчей и оберточной, причем производство сохраняет характерные приемы глубокой древности.
Сухую тряпку разрезают на узкие полоски и расколачивают пестом в каменной ступе. Пест приводится в движение водяным колесом, вроде мельничного. После каждого удара песта подбрасывается новый кусок тряпки. Когда тряпка разбита, ее вынимают из ступы, и вся операция повторяется снова. Так проделывается шесть раз. К концу этой операции в разбитое тряпье добавляется немного воды.
Смоченная тряпичная масса лежит ночь. Утром ее кладут в кошму, обильно поливают водой, а затем рабочие отжимают воду ногами, при этом от волокна отмывается грязь. После первого отжима рабочий берет в руки кошму с завернутой в нее массой и начинает скручивать сверток. При этом из массы удаляется много воды, подобно тому, как это бывает при выкручивании выстиранного белья. Дальше следует самая трудная работа. Последние остатки воды удаляют, сжимая весь сверток между коленами, и, наконец, кладут под пресс.
Этим заканчивается первичное приготовление бумажной массы. Ее промывают и опять отжимают тем же способом, который описан выше. Посеревшую массу начинают толочь вновь, но уже смешанную с водой и небольшим количеством соды и извести, потом начинается отжимание все тем же примитивным способом, и только после этого масса приобретает бледно-желтоватый цвет и окончательно разделяется на длинные волокна.
Готовую массу свертывают в валики и кладут на солнце для просушки и отбелки. Валики отвозятся в бумажную мастерскую. Здесь их опускают в глиняную бочку размером в человеческий рост. В этот сосуд наливают воду, затем туда залезает рабочий и месит массу ногами до тех пор, пока она становится достаточно жидкой и пригодной для отлива бумаги.
Самый лист отливается на черпальной форме таким же способом, как в Китае и Японии… Вот как описывает производство листа бумаги китайский писатель XVII в.: «Крепко держа обеими руками форму, ее погружают в корыто с бумажным раствором. При вынимании слой волокнистой массы оказывается на сетке. Сделать этот слой тонким или толстым – дело рук человека. Если формой зачерпывают мелко, бумага получается тонкой, если же зачерпнуть глубже – она становится толстой. Волокнистая масса плавает по сетке, а вода сбегает во все четыре стороны и насквозь. Затем форму опрокидывают, опуская бумагу на гладкую доску. Так можно уложить до 1000 листов. Потом наверх кладут другую доску и прессуют веревкой и бревном, подобно тому, как это делается при выдавливании рисового вина. Удалив влагу, листы поднимают медной иглой, чтобы поместить для просушки на раскаленную каменную печь».
Приложение 2
ПРИГОТОВЛЕНИЕ БУМАГИ РУЧНЫМ СПОСОБОМ В XX в.
(из книги Н.И. Тимофеева Из чего и как приготовляется бумага. Л., 1926. С. 24–25)
Приготовленная масса разбалтывается в чану с водой до такой степени, чтобы она могла ровно заливаться по сетке при формовке листа. Для поддержания равномерности густоты массы в чану вращается ось с лопаточками, не дающая оседать волокнам.
Для формовки служит ящик с дном из проволочной сетки с низенькими отъемными стенками, плотно охватывающими дно. Один рабочий зачерпывает подобной формой массы и, держа над чаном, дает стечь воде, причем сотрясает вбок сетку, чтобы волоконца, оседая, легли возможно горизонтально и лучше бы перепутались между собою. Толщина получаемого листа зависит от густоты массы и от глубины погружения формы. Сетка с образовавшимся листом передается из рук в руки или спускается по наклонной плоскости другому рабочему, который снимает лист с сетки, для чего накладывает на лист войлок: влажный лист более пристает к войлоку, чем к сетке, и ее можно отделить от листа. Затем на лист кладется другой войлок, на него снова лист бумаги, и так далее. Когда наберется таких листов, переложенных войлоками, до 150 штук, оба рабочие прессуют их винтовым прессом. Когда будет спрессовано несколько таких партий, их соединяют в одну и прессуют сильнее, уже не перекладывая войлоками. Если желают получить более плотную бумагу, листы подвергают прессованию еще раз, перекладывая листы так, чтобы они прикасались уже другими сторонами. Сушка листов, развешенных на шнурках, производится на воздухе или в сушильне.
Проклейка ручной бумаги совершается всегда в листах животным клеем – костяным или мездряным. Клей разводится большим количеством воды, к нему прибавляется немного квасцов, чтобы он не загнивал, и в этот раствор погружают листы, отжимают из них лишний клей и высушивают.