От античности до ХХ века. Санкт-Петербургский филиал Архива РАН восстанавливает письменную традицию европейских стран по коллекции эстампажей
Научный проект «История письма европейской цивилизации» поставил перед петербургскими учёными амбициозную и масштабную задачу – представить письменную традицию европейских стран за всю историю: от античности до ХХ века, как важную составляющую часть наследия мировой культуры. Одной из серьезных институций, участвующих в этом проекте является Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук, который недавно переехал в новое оборудованное здание. Теперь здесь хранится коллекция эстампажей, о которой и пойдет речь в сюжете телеканала «Санкт-Петербург».
В программе принимают участие Ирина Владимировна Тункина, директор СПбФ АРАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, и Наталья Валерьевна Чернова, старший научный сотрудник Лаборатории консервации и реставрации документов СПбФ АРАН.
И.В.Тункина
Мы представили в этот проект эстампажи Русского археологического института Константинополя. Это единственное гуманитарное и вообще научное учреждение Российской империи, которое существовало за её рубежом, в Османской империи. И базировалось в Стамбуле. Этот археологический институт занимался изучением земель, которые в тот момент входили в состав Османской империи. Так как нормальных дорог в то время не было, нужно было передвигаться на лошадях. Снаряжалась экспедиция или экскурсия русских учёных, они копировали надписи, алтарные преграды, мозаики, надгробия. Всё это делалось или фотографией, но фотографические инструменты они очень тяжёлые. Проще было взять бумагу, она мочилась водой, накладывалась на надпись, бралась щётка и вбивалось всё это в камень. Делался слепок. Когда это всё высыхало, эстампаж брали, сворачивали в трубочку и отправляли в Русский археологический институт в Константинополь. В 1914 году Османская империя вступила в Первую Мировою войну на стороне врагов России, и Институт был закрыт.
Н.В.Чернова
Бумага имеет память. Исходя из собственного опыта я поняла, что эстампажи можно мыть, хотя и не все, смотря на какой они бумаге. Здесь представлена бумага тряпичная французская с гербами. Это бумага типа фильтровашки. Были проведены испытания фрагментов, которые присоединены к надписям. И всё получилось. Чтобы проверить методику реставрации, мы сделали 3d-модель. Памятник был снят до реставрации и после. Делались математические подсчёты, насколько высота букв уменьшилась и сохранилась. В принципе, высота букв сохраняется. Конечно, камни были разные. Некоторая бумага пробивалась для такого момента, что вы видите разрывы. Разрывов было очень много. Реставрация шла только по лицевой стороне, потому что эпиграфист пользуется оборотной стороной.
Специалисты Санкт-Петербургского филиала Архива РАН совершили невозможное: изготовили цифровые образы того, что сложно рассмотреть: 51 единица эстампажей – это 2658 кадров. Реставраторы провели микологическое изучение бумаги эстампажей и применили новые методики возвращения к жизни оттисков, имеющих важное историческое значение для изучения быта и нравов народностей 2000-летней давности. Теперь это всё станет доступно исследователям эпиграфики с помощью создающегося научно-образовательного портала.
Программа и расшифровка текста на сайте ТК «Санкт-Петербург».