1. Цели освоения дисциплины:
Целями освоения дисциплины «Славянская эпиграфика» является формирование у студентов знаний о специфике древнерусских надписей как исторического источника по разным периодам истории России до начала XVIII в., развитие представлений о древнерусской эпиграфике как специальной исторической дисциплине и формирование у студентов умения фиксировать, описывать и изучать эпиграфический материал, соответственно требованиям ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы:
Дисциплина «Славянская эпиграфика» относится к Вариативной части профессионального цикла (дисциплина по выбору).
Данная дисциплина содержательно-методически и логически связана с дисциплинами «История России (до XX в.)», «История Русской Православной церкви», «Источниковедение», «Вспомогательные исторические дисциплины».
При освоении данного модуля студент должен знать историю России в объеме курса средней школы.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать следующие результаты:
Коды компетенций | Результаты освоения ОП (Содержание компетенций) | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ПК-3 | Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области эпиграфики, историографии и методов исторического исследования. | Студент знает основные категории и понятия вспомогательных исторических дисциплин, основной круг вспомогательных исторических дисциплин. Может использовать основные приемы и методы достижений эпиграфики на разных этапах истории Древней Руси. Студент может анализировать эпиграфические источники и давать их квалифицированное описание. Студент владеет исторической терминологией, свободно владеет навыками определения типов эпиграфических памятников, их чтения и источниковедческого анализа. |
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. На учебные занятия практического (семинарского) типа отводится 36 часов. Самостоятельная работа составляет 36 часов.
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий:
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам):
№ | Наименование темы (раздела) дисциплины | Содержание темы (раздела) дисциплины |
1 | Эпиграфика как специальная историческая дисциплина. | Предмет эпиграфики. Задачи эпиграфики. Взаимосвязь эпиграфики с другими специальными историческими дисциплинами и другими науками (палеография, берестология, археология, нумизматика, метрология и др.). Разделы эпиграфики. Цель, хронологические рамки и структура курса. Два периода древнерусской эпиграфики. 1492 г. как граница между ними. Основные типы надписей первого периода. Основные типы надписей второго периода. |
2 | История изучения древнерусских надписей. | Трактат преп. Максима Грека «О венце Спасове» как первое на русском языке «исследование», посвященное вопросам эпиграфики. Древнерусские паломники и путешественники о чужеземных надписях. Эпиграфические «экскурсы» иеромонаха Арсения (Суханова). Списки с надписей второй половины XVII – начала XVIII в. Старообрядческие ставрографические исследования. Первая публикация древнерусских надписей А.П. Сумароковым (1757). «Колумбы» древнерусской эпиграфики – Г.-Ф. Миллер, Л.М. Максимович, А.Ф. Малиновский. Исследование Тьмутараканского камня А. Олениным как начало научной эпиграфики. Публикации древнерусских надписей в «Древней российской вивлиофике» Н.И. Новикова. Накопление и осмысление эпиграфического материала в XIX в. Публикации и исследования древнерусских надписей в первой половине XIX в. (И.М. Снегирев, К. Тромонин). Публикации древнерусских надписей во второй половине XIX в. (А.А. Мартынов). Отделение эпиграфики от палеографии. В.Н. Щепкин. Принципы публикации древнерусских надписей, разработанные В.Н. Щепкиным. Публикации и исследования древнерусских надписей в советское время. Изучение и издание древнейших русских надписей (Б.А. Рыбаков, Т.В. Рождественская, А.А. Медынцева и др.). Изучение надписей конца XV – начала XVIII вв. (Ю.М. Золотов, В.Б. Гиршберг, В.В. Кавельмахер, Л.А. Беляев и др.). Современное состояние изучения древнерусских надписей. Нерешенные проблемы древнерусской эпиграфики. |
3 | Основные типы древнерусских надписей. | Основные сведения о типологии античных и византийских надписей. Основные типы надписей конца XV – начала XVIII вв. и их наименование в памятниках древнерусской книжности. Специфические особенности надписей эпохи Средневековья. Граффити. Надгробия. Строительные надписи. Кресты. Надписи на иконах, фресках, бытовых предметах, памятниках монументального и прикладного искусства. Методы датировки древнерусских надписей. |
4 | Древнейшие надписи Древней Руси. | Проблема происхождения славянской письменности. Основные издания древнерусских эпиграфических памятников Х-XV вв. Первые письменные памятники Древней Руси. Типология древнейших русских надписей. Граффити на стенах храмов (Киев, Новгород, Старая Ладога и др.), произведениях ремесла и бытовых предметах. Тьмутараканский камень как древнейшая датированная надпись Древней Руси. Надписи на иконах, мозаиках, фресках, камнях и крестах. Библиография публикаций древнерусских надписей Х – конца XV вв. Основные публикации древнерусских надписей (своды Б.А. Рыбакова, С.А. Высоцкого, А.А. Медынцевой, М.Г. Гальченко). Надписи как источник по истории грамотности в Киевской Руси. |
5 | Комплексы древнерусских надписей конца XV – начала XVIII вв. | Комплексы родовых захоронений на древнерусских кладбищах. Надгробия из некрополя Троице-Сергиевой лавры. Великокняжеские и царские надгробия в Архангельском соборе Московского Кремля. Эпиграфический «проскинитарий» в Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре. «Политические» надписи Петра I. |
6 | Древнерусские надгробия. | Ранняя история древнерусских надгробий. Надгробия и надписи на крышках саркофагов. Основные информационные элементы эпитафий и изменение их структуры. Эволюция узора на надгробиях. Функции подписных надгробий. Изготовление, продажа и покупка белокаменных надгробий. Белокаменные надгробия в контексте некрополя. Валунные надгробия в историко-культурном контексте. Родовые поминальные таблицы. |
7 | Стихотворные эпитафии. | Русская силлабическая эпитафия последней четверти XVII — начала второй трети XVIII в. Русская силлабическая эпитафия как фактор культуры московского барокко. Школы стихотворной эпитафии. Внешний вид и оформление надгробий со стихотворными эпитафиями. Распространение стихотворных эпитафий в последней четверти XVII — начале первой трети XVIII в. |
8 | Строительные надписи. | Основные информационные элементы строительных надписей. Эволюция содержания строительных надписей в XVI-XVII вв. |
9 | Человек в надписях Древней Руси. | Ономастический фактор в эпитафиях. Эпитафия и биография. Человек эпохи московского барокко в зеркале эпиграфики. Человек эпохи барокко в стихотворной эпитафии последней четверти XVII в. — второй трети XVIII в. |
10 | Методика работы с древнерусскими надписями. | Эпиграфическая терминология. Правила и приемы обработки надписей в полевых условиях. Новейшие компьютерные методы фиксации и документирования надписей, применяемые в Своде русских надписей. Правила передачи текста надписи при публикации. Палеографический анализ надписи. Составление лемм и комментариев к надписям. Работа с публикациями надписей. Работа со списками надписей XVII-XVIII вв. в архивах. Реконструкция текста утраченных надписей по публикациям и архивным спискам. |
11 | Практика работы с древнерусскими надписями. | Практические занятия по древнерусской эпиграфике могут проводиться по согласованию со студентами в церквях и монастырях Москвы и Подмосковья. В качестве наиболее предпочтительных объектов занятий могут быть названы Новодевичий монастырь, Спасо-Андроников монастырь, Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь, бывший Возьмищский монастырь в Волоколамске и др. |
6. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
В процессе изучения курса «Славянская эпиграфика» студент должен использовать для подготовки к практическим занятиям и зачету рекомендованную литературу.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:
Курс «Славянская эпиграфика» изучается один семестр (2 семестр 2 курса) и заканчивается зачетом. Форма зачета – устный ответ на один вопрос по билетам. К зачету допускаются студенты, успешно выполнившие две практические работы в течение семестра и набравшие не менее 21 балла за семестр (из возможных 60).
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы:
При освоении дисциплины формируется следующая компетенция: ПК-3.
Указанная компетенция формируется в соответствии со следующими этапами:
Первый этап: активация способностей, предусмотренных указанной компетенцией.
Второй этап: интеграция способностей, предусмотренных указанной компетенцией.
На первом этапе обучающийся актуализирует способности, необходимые для выполнения смежных функций, путем решения поставленных задач. В соответствии с целеполаганием деятельности у обучающегося формируется активный комплекс взаимосвязанных способностей, но не сформирована способность достигать результата при решении комплекса задач.
Второй этап характеризуется активными усилиями обучающегося, направленными на интеграцию способностей и формирование способности достигать результата деятельности. По мере достижения результатов деятельности происходит формирование компетенции как системы.
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Сформированность каждой компетенции в рамках освоения данной дисциплины оценивается по трехуровневой шкале:
– минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся по завершении освоения дисциплины;
– базовый уровень характеризуется превышением минимальных характеристик сформированности компетенции по завершении освоения дисциплины;
– повышенный уровень характеризуется максимально возможной сформированностью компетенции и является важным качественным ориентиром для самосовершенствования.
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:
Список вопросов к зачету:
- Эпиграфика как специальная историческая дисциплина.
- Изучение русских надписей до конца XVII в.
- Изучение русских надписей в XVIII в.
- Изучение русских надписей в XIX – начале ХХ в.
- Изучение русских надписей в советское время.
- Периодизация древнерусской эпиграфики.
- Древнерусская эпиграфика. Временные границы. Основные типы древнерусских надписей.
- Старорусская эпиграфика. Временные границы. Основные типы старорусских надписей.
- Старорусское подписное надгробие.
- Старорусская стихотворная эпитафия.
- Старорусские строительные надписи.
- Эпиграфический «проскинитарий» в Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре.
- Древнерусские подписные кресты. Проблема типологии.
- Надписи на иконах и фресках.
- Памятники «малой» эпиграфики.
- Методика работы с древнерусскими надписями. Свод русских надписей.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций:
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины:
а) Основная литература
1. Орлов А.С. Библиография русских надписей XI-XV вв. М., 1952.
2. Рождественская Т.В. Древнерусская эпиграфика X-XV вв. СПб., 1991.
3. Рыбаков Б.А. Древнерусские датированные надписи XI-XV вв. М., 1964.
4. Святославский А.В. Традиция памяти в Православии. М., 2004.
5. Авдеев А.Г. Валунные надгробия Верхневолжья. М., 2015.
6. Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII-XVII вв. М., 1996.
б) Дополнительная литература
7. Авдеев А.Г. Старорусская эпиграфика и книжность. Ново-Иерусалимская школа эпиграфической поэзии. М., 2006.
8. Вопросы эпиграфики. Вып. I-Х. М., 2006–2019.
9. Высоцкий С.А. Средневековые надписи Софии Киевской. Киев, 1976.
10. Высоцкий С.А. Киевские граффити XI-XVII вв. Киев, 1981.
11. Гальченко М.Г. Надписи на древнерусских иконах XII-XV вв. Палеографический и графико-орфографический анализ. М., 1997.
12. Дрбоглав Д.А. Камни рассказывают… Эпиграфические латинские памятники. XV – первая половина XVII вв. (Москва, Серпухов, Астрахань). М., 1988.
13. Лаврентьев А.В. Люди и вещи. Памятники русской истории и культуры XVI-XVIII вв., их создатели и владельцы. М., 1997.
14. Медынцева А.А. Тьмутараканский камень. М., 1979.
15. Медынцева А.А. Древнерусские надписи Новгородского Софийского собора XI-XIV вв. М., 1978.
16. Медынцева А.А. Подписные шедевры древнерусского мастерства. М., 1991.
17. Медынцева А.А. Грамотность в Древней Руси. По памятникам Х – первой половины XIII в. М., 2000.
18. Нумизматика и эпиграфика. Вып. I–XIХ. М., 1960-2016.
19. Святославский А.В., Трошин А.А. Крест в русской культуре. Очерк русской монументальной ставрографии. М., 2000.
20. Ставрографический сборник. Вып. 1-3. М., 2001-2005.
21. Сперанский М.Н. Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма. М., 2011.
22. Шляпкин И.А. Древние русские кресты. Кресты Новгородские до XV в., неподвижные и нецерковной службы. СПб., 1907.
23. Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956.
24. Черепнин Л.В. Русская хронология. М., 1944.
9. Перечень ресурсов информационно-телекомуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины:
1 http://www.historichka.ru/materials/
2 http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
3 http://www.gumer.info/
4 http://www.hrono.ru/
5 cir.rssda.su
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины:
Дисциплина оценивается по действующей в университете 100-балльной системе. Две практические работы оцениваются каждая в 30 баллов. За посещаемость баллы не выставляются.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости):
Нет.
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине:
Палеографические таблицы
Фотоматериалы
Материалы Свода русских надписей
Автор: А.Г. Авдеев, доктор исторических наук, профессор кафедры Истории России,
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,
Исторический факультет