12 тысяч славянских манускриптов XII-XIX веков под стёклами дубовых витрин. Уникальное древлехранилище Пушкинского дома
Старообрядческие рукописные книжные памятники — обширный пласт письменной культуры Русского государства. На протяжении многих десятилетий этот пласт исследуется в знаменитом Институте русской литературы — Пушкинском доме Российской академии наук. Именно эта зона исследования стала частью грандиозного научного проекта, который давно реализуется в Санкт-Петербурге — «История письма европейской цивилизации». Программа ТК «Санкт-Петербург» предлагает более подробно познакомиться со старообрядческой письменной культурой.
В программе принимают участие Флорентина Викторовна Панченко, старший научный сотрудник Древлехранилища Пушкинского дома, кандидат искусствоведения, и Глеб Валентинович Маркелов, старший научный сотрудник Древлехранилища Пушкинского дома.
Ф.В.Панченко
Выставка «Сию книгу писал…» это средневековая письменная традиция по материалам Древлехранилища Пушкинского дома. Это особое подразделение. В нем хранятся рукописи от X века до XXI, преимущественно собранные в результате археографических экспедиций. Что значат эти поездки? Это контакты и взаимоотношения, взаимодействие с русским населением, преимущественно крестьянским, в котором и сохранились памятники древней письменности. Это тот парадокс, который существует в русском обществе, что, с одной стороны, в XVIII — XIX веке возрастала роль светской литературы в государстве, а в среде старообрядчества получили новое развитие средневековые традиции в уже более позднее время. Благодаря их отношению к древней книги мы теперь имеем возможность хранить у себя и изучать многие выдающиеся произведения, которые были бы просто утрачены для России, если бы старообрядцы их не хранили и в XX веке не посчитали возможным передать их в государственное хранилище.
Г.В.Маркелов
Выставка целиком посвящена декору рукописей Выголексинского происхождения. Стиль поморских украшений, поморского декора мы наблюдаем и в заставках, и в заставках-рамках, и в концовках, и в украшении других книжных элементов, и в буквицах. Везде мы видим единый стиль, который продержался на Выгу почти 150 лет. Этот декор, который сопровождал поморское письмо, он являлся своего рода визитной карточкой этой книги, этой рукописи. А старообрядцы, которые были заказчиками и пользователями всей этой книги, они очень требовательно относились к книге. Сами по себе рукописи могли содержать исключительно богослужебные тексты, исполняемые непосредственно в церквях, в храмах во время богослужения, и предназначенные для чтения, то есть для домашнего употребления, скажем, многочисленные жития святых. Конечно их нельзя назвать светской литературой. Это не светская литература.
За два года научного проекта ученые Древлехранилища Пушкинского дома изучили более двух тысяч единиц хранения своих фондов, подготовили описание 50 рукописей. На основе составленных описей составлен общий перечень для портала и база данных «История письма европейской цивилизации», доступная для исследователей в электронном виде. Если же хочется прикоснуться к письменной истории старообрядцев вживую, тогда книжные памятники можно увидеть на экспозиции в Пушкинском доме, которая работает до конца года.