
Цели и задачи освоения дисциплины.
Дисциплина «Компьютерные технологии в исторических исследованиях» ориентирована на развитие навыков исторического исследования с применением новейших компьютерных методов и программ.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Компьютерные технологии в исторических исследованиях» в соответствии с общими целями основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) являются:
- обобщение знаний по истории использования компьютерных технологий в отечественной и зарубежной историографии;
- формирование у аспирантов представления о современном состоянии развития компьютерных технологий;
- выработка у аспирантов аналитических навыков, приемов междисциплинарного анализа;
- овладение навыками пользования конкретными программами, разработанными для исторических исследований.
Задачи дисциплины, реализующие указанные цели, следующие
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, а также развивающих практические навыки задач:
- связать теоретические элементы (методики и подходы) создания научных текстов с конкретным материалом (источники, историография и т.д.) — развивать навыки использования программного обеспечения, созданного на базе различных отечественных и зарубежных учреждений специально для исторических исследований.
Место дисциплины в структуре программы
Дисциплина «Компьютерные технологии в исторических исследованиях» является дисциплиной по выбору и относится к вариативной части блока дисциплин образовательной программы высшего образования-программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология» профиль «Отечественная история». Дисциплина реализуется в СПбИИ РАН и читается на первом году обучения.
Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Цикл | Семестр | Всего в з.е./час. | Лекции в час. | Семинары в час. | СРС в час. | Форма контроля (промежуточной аттестации) |
Б1.В.ОД5 | 2 | 2 з.е./ 72 часа | 4 | 6 | 62 | Зачет |
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Универсальные компетенции
- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
- способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2).
Общепрофессиональные компетенции
- способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1).
Профессиональные компетенции
- научно обоснованное и продуктивное сочетание современных методик, традиционных и новых подходов в процессе проведения исторических исследований (ПК-1);
- умение организовать научную дискуссию по актуальным проблемам исторической науки на страницах научных журналов, а также в рамках научных мероприятий (круглых столов, конференций, симпозиумов) (ПК-4);
- навык самостоятельного поиска неопубликованных материалов в отечественных и зарубежных архивохранилищах с использованием как традиционных средств и методов архивной эвристики, так и новейших методов поиска документов с помощью компьютеризированных информационно-справочных систем (ПК-6);
- введение в научный оборот новых исторических источников, разработка инновационных методов их обработки и изучения с привлечением новейших инструментов современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-3).
В результате изучения дисциплины аспиранты должны
знать
- основные тенденции развития компьютерных технологий в области исторических исследований;
- особенности применения различных методов в работе с источниками разных типов;
- базовые основы работы компьютерных программ;
- главные направления современных исследований в области компьютерных технологий в России и зарубежом.
уметь
- применять наиболее распространенные бесплатные компьютерные программы;
- следовать основным нормам, принятым в научном общении с учетом международного опыта;
- пользоваться различными современными методами исторического исследования;
- оперировать терминологией, применяемой в новейших трудах с использованием компьютерных технологий;
- понимать основные положения современной научной литературы, разбираться в текстах, написанных с различных теоретических и методологических позиций;
- использовать различные типы коммуникации при осуществлении научных исследований;
- анализировать и объяснять принципы применения наиболее распространенных бесплатных компьютерных программ в процессе преподавания курса истории в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
владеть навыками
- анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
- технологиями планирования в профессиональной деятельности;
- самостоятельного осмысления изученных материалов и формирования собственной оригинальной оценки новейших работ в области отечественной истории с применением компьютерных методов.
Структура и содержание дисциплины «Компьютерные технологии в исторических исследованиях»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№ п/п | Раздел Дисциплины (тема) | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма контроля (промежуточной аттестации) |
Лекции | Семинары | СРС | |||
1 | Введение. Обзор историографии. Понятие компьютерные технологии и массовые источники. Факторный анализ. | 2 | 8 | Беседа по ключевым вопросам на лекции. | |
2 | Сетевой анализ. Программы Network, Pajek, Gephi. | 2 | 22 | Беседа по ключевым вопросам на лекции. Общая дискуссия | |
3 | Электронное издание исторических источников. Язык XML. TXM. | 2 | 2 | 18 | Беседа по ключевым вопросам на лекции. Общая дискуссия |
4 | Текстометрия. Программы Alceste, Hyperbase, Lexico’5, TXM, DtmVic, IRaMuTeQ, Trameur | 2 | 12 | Беседа по ключевым вопросам на лекции. Общая дискуссия | |
5 | Форма контроля (промежуточной аттестации) | 2 | зачет | ||
Итого: | 4 | 8 | 60 |
Содержание дисциплины «Компьютерные технологии в исторических исследованиях»:
ТЕМА 1 Общее введение в дисциплину. Определение понятий. Роль и место компьютерных технологий в исторических исследованиях. Развитие компьютерных методов и обзор основных работ, выполненных с их использованием. Факторный анализ и его применение в исторических исследованиях.
ТЕМА 2 Сетевой анализ. Характеристика процесса развития методов сетевого анализа в исторических исследованиях. Отбор источников, подлежащих сетевому анализу. Подготовка информации источника для программной обработки. Программы Network, Pajek, Gephi: загрузка данных, визуализация данных, аналитические инструменты, вывод полученных данных и схем.
ТЕМА 3 Электронное издание исторических источников. Язык XML и его использование для издания исторических источников. Разметка текста с помощью Oxygen XML Editor. Программа TXM: загрузка данных, визуализация данных, вывод полученных данных.
ТЕМА 4. Текстометрия. Развитие направления в лингвистических и исторических исследованиях. Программы TXM, Alceste, Hyperbase, Lexico’5, TXM, DtmVic, IRaMuTeQ, Trameur: анализ текстов.
Самостоятельная работа
п/п | № раздела (темы) дисциплины | Форма (вид) самостоятельной работы | Трудоёмкость в часах |
1 | Обзор историографии и источников | Внеаудиторное чтение литературы. | 4 |
2 | Факторный анализ | Внеаудиторное чтение литературы. | 8 |
3 | Сетевой анализ. Характеристика процесса развития методов сетевого анализа в исторических исследованиях. | Внеаудиторное чтение литературы. | 8 |
4 | Программа Network. | Внеаудиторное чтение литературы. | 4 |
5 | Программа Pajek. | Внеаудиторное чтение литературы. | 4 |
6 | Программа Gephi | Внеаудиторное чтение литературы. | |
7 | Язык XML и его использование для издания исторических источников. Разметка текста с помощью Oxygen XML Editor. | Внеаудиторное чтение литературы. | 8 |
8 | Текстометрия | Внеаудиторное чтение литературы. | 8 |
9 | Программа TXM | Внеаудиторное чтение литературы. | 6 |
10 | Программы Alceste, Hyperbase, Lexico’5, TXM, DtmVic, IRaMuTeQ, Trameur | Внеаудиторное чтение литературы. | 6 |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Успешное освоение курса предполагает ознакомление аспирантов с рекомендованной литературой и активную работу на семинарах. Реализация дискуссионного метода при организации семинаров требует от аспирантов самостоятельной работы в группах, предварительного формулирования вопросов к текстам и согласования их с преподавателем. Приветствуется поиск дополнительной информации с использованием Интернет-ресурсов, материалов фондов библиотек и архивов города.
Вопросы, возникающие при чтении литературы, необходимо задавать преподавателю.
Образовательные технологии
Аудиторные лекционные занятия и семинары (10 часов) проводятся в интерактивном режиме с включением в них визуального ряда, демонстрируемого на экране через видеопроектор (демонстрация работы программ). Активно используется дискуссионный метод. В ходе лекций преподаватель создает диалог с аудиторией, содержание лекции подается через серию вопросов, на которые аспиранты должны самостоятельно отвечать, получая, таким образом, новое знание.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
А) Текущий контроль осуществляется в процессе обучения на основе самостоятельной деятельности аспирантов и демонстрации ими результатов этой деятельности.
Б) Оценочные средства для итогового контроля успеваемости: зачет проводится в форме устного доклада. Темой доклада должен быть один из аспектов курса, обозначенных в аннотации лекционно-семинарских занятий. По согласованию с преподавателем аспирант может модифицировать формулировку темы. При подготовке доклада используется литература, ресурсы Интернета, фонды библиотек и архивов города. При анализе избранных проблем активно применяются приобретенные на занятиях знания и умения. Вместе с тем приветствуется самостоятельность суждений и оригинальность замысла работы. После доклада проводится его устное обсуждение в группе.
Примерные темы докладов:
- Анализ корпуса источников с помощью программы Pajek.
- Анализ корпуса источников с помощью программы Network.
- Анализ корпуса источников с помощью программы Gephi.
- Анализ корпуса источников с помощью программы TXM.
- Анализ корпуса источников с помощью программы Alceste, Hyperbase, Lexico’5, TXM, DtmVic, IRaMuTeQ, Trameur (по выбору).
- Подготовка электронного издания источника.
- Пример применения факторного анализа в историческом исследовании.
Критерии оценки докладов:
- Четкость постановки проблемы в рамках заявленной темы
- Выдержанность объема и способ презентации материала
- Степень владения автором материалом по теме, в т.ч. качество ответов на поступающие вопросы
- Логика изложения и аргументированность тезисов
- Корректность избранных методов и программ
- · Наличие выводов и их обоснованность
Полное соответствие работы заявленным критериям – оценка «отлично». Отсутствие 1-2 критериев – оценка «хорошо», отсутствие 3 критериев – «удовлетворительно». Отсутствие более чем половины указанных критериев приводит к неудовлетворительной оценке работы.
Доклад оценивается по 100-бальной шкале
№ | Критерий оценки | Баллы |
1 | Четкость постановки проблемы в рамках заявленной темы | 20 |
2 | Выдержанность объема и способ презентации материала | 20 |
3 | Степень владения автором материалом по теме, в т.ч. качество ответов на поступающие вопросы | 20 |
4 | Логика изложения и аргументированность тезисов | 10 |
5 | Корректность избранных методов и программ | 20 |
6 | Наличие выводов и их обоснованность | 10 |
Итого | 100 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, включая самостоятельную работу аспирантов
Основная литература:
Митина О. В., Михайловская И. Б. Факторный анализ для психологов. М.: Учебно-методический коллектор Психология, 2001. 169 с.
Бююль А., Цёфель П. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. 603 с.
Харман Г. Современный факторный анализ / пер. с англ. В. Я. Лумельского. – М. : Статистика, 1972. 486 с.
Копотев М. В., Мустайоки А. Принципы создания Хельсинкского аннотированного корпуса русских текстов (ХАНКО) в сети Интернет (Principles of the Creation of the Helsinki Annotated Corpus HANCO) // Научно-техническая информация. Сер. 2, Информационные системы и процессы. – 2003. – № 6. Корпусная лингвистика в России. – С. 33–37.
Knoke, D., and J. H. Kuklinski. 1991. “Network Analysis: Basic Concepts.” In Marktes, Hierarchies and Networks: The Coordination of Social Life, edited by G. Thompson, J. Frances, and Levacic, 173–82. London.
Вспомогательная литература:
Mayaffre D. Le Discours présidentiel sous la Ve République. Chirac, Mitterrand, Giscard, Pompidou, de Gaulle, Paris, Presses de Sciences Po, 2012, 384 p.
Brügger, Niels. 2013. Historical Network Analysis of the Web // Social Science Computer Review. N 31 (3): 306–21.
Лаврентьев А. Текстометрический инструментарий в исследовании средневековой пунктуации // Интеллектуальные системы в производстве / Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 2010. Р. 287-292.
Haugen, O. E. Parallel Views: Multi-level Encoding of Medieval Nordic Primary Sources // Literary and Linguistic Computing. 2004. Vol. 19. N 1. P. 73- 91. 4.
Lavrentiev, A. Manuel d’encodage XML-TEI étendu des transcriptions de manuscrits dans le projet BFM-Manuscrits, v. 2.1. Lyon : UMR ICAR, 2008. URL: http://ccfm.ens-lsh.fr/IMG/pdf/BFM-Mss_Encodage-XML.pdf.
Bearman, Peter S., James Moody, and Robert Faris. 2002. “Networks and History.” Complexity, no. 8: 61–71.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Для обучающихся обеспечены возможности оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам: электронным каталогам и библиотекам, словарям, национальным корпусам языков, электронным версиям литературных и научных журналов на основном изучаемом языке (языках) Аспирантам обеспечен неограниченный доступ, в том числе удаленный, из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», к электронно-библиотечным системам:
guide.aonb.ru/library.html – каталог полнотекстовых электронных библиотек по социальным и гуманитарным наукам
https://textualheritage.org/ru — ресурс международной группы по изучению текстов с помощью компьютерных технологий.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для материально-технического обеспечения дисциплины предполагается использовать оборудование аудитории СПбИИ РАН, оснащенной видеопроектором, экраном и компьютером для демонстрации презентаций (в формате*pptx) и визуального сопровождения занятий. Самостоятельная работа аспирантов может проходить в помещениях библиотеки СПбИИ РАН, предоставляющей читателям открытый доступ ко всем фондам печатных изданий, в том числе профессиональной периодики, а также к электронно-библиотечным системам и вывод в Интернет.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации).