Предмет и метод палеографии. Возникновение славянской письменности. Кириллическая азбука. Материал письма (пергамен). Орудия письма. Основные черты устава и их эволюция. Материал письма (бумага) — эти и другие темы в учебном курсе.
Введение
Русская (или славяно-русская, или кириллическая) палеография — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью определения времени и места их написания. Традиция преподавания русской палеографии в СПбГУ уходит в XIX в. Традиционно курс палеографии наряду с теоретическими занятиями включает и практические, на которых студенты получают навыки атрибуции и чтения разных типов древнерусского письма начиная с раннего устава и кончая скорописью XVII-XVIII вв.
Первая часть курса — теоретическая. Формулируются объект, предмет и задачи палеографии, а также основной метод палеографического исследования. Предпринимается обзор истории палеографии в Западной Европе и русской палеографии — в России. Рассматриваются тенденции развития палеографии на современном этапе, определяется место палеографии в системе вспомогательных исторических дисциплин.
Отдельной темой выведено рассмотрение вопроса о происхождении письменности у славян, так называемая кирилло-мефодиевская проблема. Рассматривается происхождение кириллицы и греческого алфавита, а также соотношение системы буквенной цифири в Византии и славянских странах.
Подробно рассматривается эволюция типов письма (устав, полуустав, скоропись), технологические особенности изготовления материалов письма (береста, пергамен, бумага, чернила), в отдельный раздел выведена реконструкция работы древнерусского писца и проблема функционирования монастырского скриптория. Особое внимание уделено характеристике структуры древнерусской книги и акта (форма, формат и способы его определения, переплет и его описание и атрибуция).
Часть курса посвящена филигранологическому анализу бумаги древнерусских рукописей. Студенты знакомятся с методикой датировки рукописей по альбомам филиграней и другой справочной литературы по филигранологии. Даются основные навыки по работе со штемпелями бумаги XIX в. В основу классификации водяных знаков положена система А.А. Амосова. Основной акцент ставится на изучение тождественных форм и реконструкцию бумажных партий.
Рассматриваются основные элементы художественного оформления древнерусских рукописных книг и документальных материалов. Подробно рассматривается эволюция стилей (от византийского до старопечатного и барочного). Отдельная тема — вязь как декоративное письмо, ее особенности, эволюция и методика чтения.
Одна лекция и два практических занятия посвящаются системам тайнописи древнерусских рукописей. Рассматриваются основные виды древнерусской тайнописи, студентам предлагаются для расшифровки криптограммы, составленные разными методами.
№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего часов |
1 | Предмет и метод палеографии | 6 |
2 | Возникновение славянской письменности | 6 |
3 | Кириллическая азбука | 6 |
4 | Материал письма (пергамен). Орудия письма | 12 |
5 | Основные черты устава и их эволюция | 12 |
6 | Материал письма (бумага) | 12 |
7 | Складывание и развитие полуустава в XV-XVIII вв. | 12 |
8 | Скоропись XVI-XVII вв. | 12 |
9 | Скоропись XVIII в. | 6 |
10 | Тайнопись и ее виды | 6 |
11 | Художественное оформление рукописей | 6 |
12 | История и техника книгопереплетного дела | 6 |
Итого: | 96 |
Тема 1. Предмет и метод палеографии
Предмет и метод палеографии. Связь палеографии с другими вспомогательными дисциплинами. История палеографии. Возникновение палеографии в западной Европе (Ж. Монфокон, Ж. Мабильон) и в России (Поморские ответы, деятельность А.Н. Оленина, А.И. Ермолаева, А.И. Мусина-Пушкина, К.Ф. Калайдовича и др.). Развитие палеографии в России. Курс И.П. Сахарова, альбомы М.П. Погодина. Деятельность А.И. Соболевского, В.Н. Щепкина, Е.Ф. Карского. Учебные пособия Н.С. Чаева и Л.В. Черепнина. Деятельность Н.Н. Розова, В.М. Загребина, Л.П. Жуковской.
Тема 2. Возникновение славянской письменности
Возникновение славянской письменности и Кирилло-Мефодиевская проблема. Источники по истории деятельности Кирилла и Мефодия. Глаголица. Хорватская традиция глаголицы. История кириллицы в югославянских и русских землях. Реформы алфавита в России в XVIII-XX вв. Понятие извода.
Тема 3. Кириллическая азбука
Кириллическая азбука. Цифровое значение кириллических букв. Надстрочные знаки и знаки препинания. Выносы букв. Основные сокращения. Титло.
Тема 4. Материал письма (пергамен). Орудия письма
Материал письма. Пергамен. Изготовление и бытование пергамена. Чернила. Древнерусские рецепты изготовления чернил. Иконописные подлинники и сборники рецептов. Орудия письма. Формат рукописей.
Тема 5. Основные черты устава и их эволюция
Устав. Характеристика. Византийский унциал и славянский устав. Основные черты устава и их эволюция. Ранний и поздний устав. Памятники, написанные уставом. Остромирово Евангелие.
Тема 6. Материал письма (бумага)
Изготовление бумаги. Вержер и понтюзо. Итальянская, французская, голландская и польская бумага. Бумагоделательное производство в России. Филиграни и филигранология. Методика датировки бумаги по филиграням. Залежность бумаги. Альбомы филиграней. Штемпели.
Тема 7. Складывание и развитие полуустава в XV-XVIII вв.
Полуустав. Византийский минускул и славянский грецизированный полуустав. Складывание и развитие полуустава в XV-XVIII вв. Деятельность профессиональных писцов. Древнерусский скрипторий. Писцовая школа митрополита Макария. Книгопечатание и развитие полуустава. Поморский полуустав. Памятники, написанные полууставом.
Тема 8. Скоропись XVI-XVII вв.
Скоропись XVI-XVII вв. Вопрос о скорописи XV в. Полуустав с элементами скорописи. Особенности книжной и делопроизводственной скорописи. Написание отдельных букв. Выносные буквы.
Тема 9. Скоропись XVIII в.
Скоропись XVIII в. Традиции и новации. Особенности графического стереотипа.
Тема 10. Тайнопись и ее виды
Тайнопись или криптография в памятниках древнерусской письменности и ее виды. Использование других алфавитов (греческого, латинского), изменение знаков кириллицы (полусловица), система замен (простая и мудрая литорея), счетная система. Записи выходные, владельческие и использование тайнописи.
Тема 11. Художественное оформление рукописей
Художественное оформление рукописей. Типы украшений: заставка, концовка, инициал, миниатюра. Стили орнамента: византийский, тератологический, балканский, неовизантийский, старопечатный, поморский. Вязь. Показатель вязи. Поморская вязь.
Тема 12. История и техника книгопереплетного дела
Переплет. Особенности и развитие древнерусского переплета. Византийское и западноевропейское влияния. Терминология переплетного дела. Наборное тиснение: проблема идентификации штампов.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- К какому времени следует относить и с какими событиями связывать зарождение палеографии в Западной Европе?
- Кем был введен термин «палеография»?
- Назовите области возможного применения палеографических знаний в Средневековье
- Назовите и охарактеризуйте первый опыт палеографического исследования в России
- Назовите и охарактеризуйте первый научный труд по палеографии в России
- Охарактеризуйте деятельность практических палеографов в России в первой половине XIX в.
- Проследите историю преподавания русской палеографии
- Перечислите вспомогательные исторические дисциплины, смежные с палеографией
- В чем состоит Кирилло-Мефодьевская проблема?
- Проследите историю глаголицы
- В чем заключается система обозначения цифр в древнерусской письменности?
- Перечислите основные сокращения слов в древнерусских рукописях
- Охарактеризуйте пергамен как материал письма
- Дайте определения терминам «филигрань», «водяной знак», «контрамарка», «вержер», «понтюзо», «штемпель»
- В чем заключается принцип датировки бумаги по филиграням?
- Перечислите основные альбомы филиграней
- Выделите и охарактеризуйте основные черты устава и их эволюцию
- Выделите и охарактеризуйте основные черты полуустава и их эволюцию
- Выделите и охарактеризуйте основные черты скорописи и их эволюцию
- Перечислите и охарактеризуйте основные виды тайнописи
- Проследите историю художественного оформления древнерусских рукописей
- Дайте определения терминам «басма бордюрная», «басма наполнения», «средник», «дорожник», «каптал».
- Чем отличается византийский тип переплетного тиснения от западноевропейского?
Примерный перечень вопросов к экзамену
- Термин и метод палеографии
- Палеография как вспомогательная историческая дисциплина
- История палеографии в Западной Европе и России
- Возникновение славянской письменности. Изводы
- Древнерусские цифры
- Устав. Основные черты
- Полуустав. Основные черты
- Скоропись. Основные черты
- Пергамен как материал письма
- Бумага как материал письма
- Орудия письма
- Тайнопись
- Вязь
- Художественное оформление древнерусских рукописей
- Древнерусский переплет
- Формат рукописей
Основная литература:
Карский Е.Ф. Славянская кирилловская палеография. М., 1979.
Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. М., 1982.
Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956.
Щепкин В. Н. Русская палеография. 3-е изд. М., 1999.
Дополнительная литература:
Амосов А.А. Проблема точности филигранологических наблюдений. I. Терминология. // Проблемы научного описания рукописей и факсимильного издания памятников письменности. Л., 1981
Беляев И.С. Практический курс изучения древней русской скорописи для чтения рукописей XV-XVII столетий. М., 1907.
Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга в Северо-Восточной Руси XII — начала XV веков. М., 1980.
Дианова Т.В. Метод датировки рукописей с помощью водяных знаков и принципы публикации филиграней. // Археографический ежегодник за 1974 год. М., 1975.
Дружинин В.Г. Поморские палеографы начала XVIII столетия // Летопись занятий Археографической комиссии за 1918 год. Вып. 31. Пг., 1923. С. 1-66.
Жуковская Л.П. Развитие славяно-русской палеографии. М., 1963.
Жуковская Л.П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976.
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1976.
Калугин В.В. Символика сюжетного средника (по материалам изданий XVI-XVIII вв. московского Печатного Двора). // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2. М., 1989.
Каринский Н.М. Лекции по славяно-русской палеографии, читанные в Московском археологическом институте в 1908, 1909 и 1910 гг. М., 1910.
Клепиков С.А. Из истории русского художественного переплета. // «Книга»: Сб. ст. Вып. 1. М., 1959.
Клосс Б.М. Деятельность митрополичьей книгописной мастерской в 20-х — 30-х годах XVI века и происхождение Никоновской летописи. // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Вып. 1.М., 1972.
Костюхина Л.М. Книжное письмо в России в XVII в. М., 1974.
Костюхина Л.М. Палеография русских рукописных книг XV-XVII вв. Русский полуустав. М., 1999.
Костюхина Л.М. Писцовая школа Чудова монастыря в конце XVI в. // Новое о прошлом нашей страны: Сб. ст. М., 1967.
Костюхина Л.М., Шульгина Э.В. Изборник 1073 г. Палеографический анализ и реконструкция рукописи. // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983.
Лаптев И.П. Опыт в старинной русской дипломатике или способ узнавать на бумаге время, в которое писаны старинные рукописи. СПб., 1824.
Лихачев Н.П. Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве. Историко-археографический очерк. СПб., 1891.
Лихачев Н.П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Ч. 1-3. СПб., 1899.
Оленин А.Н. Письмо к графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину о камне Тмутороканском, найденном на острове Тамане в 1792 г. СПб., 1806.
Орнаментика русских рукописей XI-XVII веков (по материалам Отдела рукописей Гос. Исторического музея) // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 2. М., 1974.
Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени. М., 1970.
Розов Н.Н. Книга в России в XV веке. Л., 1981.
Розов Н.Н. Об идентификации почерков старейших русских книг (XI-XII века) //Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 2. М., 1974.
Розов Н.Н. Скорописание или скоропись? (Об уточнении термина) // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 2. Л., 1969.
Сапунов Б.В. Книга в России в XI-XIII вв. Л., 1978.
Сахаров И.П. Чтения из русской палеографии. М., 1854.
Симони П.К. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца при книжном и иконном строении. Вып. 1: Материалы по истории книжного дела и иконописи, извлеченные из русских и сербских рукописей и других источников XV-XVIII столетий. СПб., 1906.
Симони П.К. Опыт сборника сведений по истории и технике книгопереплетного художества на Руси, преимущественно в допетровское время, с XI по XVIII столетие включительно. Тексты. Материалы. Снимки. СПб., 1903.
Симони П.К. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV-XIX вв. Т 1-2. / Сост., вступ. Ст. и прим. Ю.И. Гренберга. СПб., 1995.
Симони П.К. Старинный трактат о письме заставок // Сб. в честь акад. А.И. Соболевского. Л., 1926. С. 81-86.
Синицына Н.В. Новые рукописи Михаила Медоварцева. // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 2. М., 1974.
Сказания о начале славянской письменности. / Пер. и комм. Б.Н. Флори. М., 1981.
Соболевский А.И. Славяно-русская палеография. СПб., 1908.
Сперанский М.Н. Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма // Энциклопедия славянской филологии. Вып. 4/3. Л., 1929.
Срезневский И.И. Славяно-русская палеография XI-XIV вв.: Лекции, читанные в Санкт-Петербургском университете в 1865-1880 гг. СПб., 1885.
Стасов В.В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб., 1887.
Тромонин К.Я. Знаки писчей бумаги. Изъяснение знаков, видимых в писчей бумаге. М., 1844.
Уханова Е.В. Происхождение славянской письменности. М., 1999.
Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. Истоки древнерусской книжности. М., 1994.
Шульгина Э.В. Русская скоропись XV века. М., 1998.
Щепкин В.Н. Вязь. // Древности. Труды Московского археологического общества. Т. 20. Вып. 1. М., 1904.
Ягич И.В. Глаголическое письмо // Энциклопедия славянской письменности. Вып. 3. СПб., 1911.