Способы валидации акта
Знаки аутентификации — это такие особенности внешнего оформления актов, которые сознательно использовались самими составителями и понимались ими как средство защиты документа от подделки. Их следует отличать от тех внешних характеристик, использование которых происходит по традиции или по индивидуальной привычке — неосознанно; к ним относятся особенности письма, индивидуальная письменная манера (почерк), особенности орфографии и пунктуации, ошибки, исправления, иллюминация и орнаментальные украшения.
Определение того, что следует относить к принятым знакам аутентификации (а что отнести к другим особенностям оформления), составляет важную часть внешней критики и может стать предметом отдельного дипломатического исследования. Работы П. Рюка и его исследовательской школы, связанной с LBA, а также М. Париса (Michel Parisse) и его учеников показали, что в тех случаях, когда речь идет о развитом канцелярском делопроизводстве, следует говорить не столько об отдельных знаках, сколько о целом ансамбле внешних особенностей, который весь в совокупности направлен на обеспечение аутентичности. Это справедливо и по отношению к локальным нотариальным традициям в период развитого нотариата. Помимо самих знаков аутентификации, аутентифицирующее значение могут иметь способ их изображения и пропорции, место их расположения на листе, пропорции пергаменного листа, ширина полей и межстрочное расстояние, сочетание материала и цвета вислой печати с материалом и способом ее прикрепления, сочетание и чередование нескольких типов письма, использование определенных знаков сокращения и отдельных буквенных форм, оформление перечня свидетелей и т. д.
К собственно знакам аутентификации относятся печати, подписи (удостоверительные записи и личные знаки), хирографы, графические изображения, являющиеся частью формуляра (монограммы, особые знаки вроде роты или руэды).
Подпись (subscriptio) как часть формуляра представляет собой удостоверительную запись, содержащую имя, а также, как вариант, — указание на должность, социальное положение или конкретные функции автора подписи, значимые для совершаемого акта. Такая запись может быть составлена от первого лица («Ego, N.N., subscripsi») или от третьего («N.N. subscripsit», «Hii sunt nomina: N.N testis, N.N.testis», «Signum manus N.N.»). Удостоверительную запись следует отличать от акта рукоприложения и уникального личного идентифицирующего знака. В наши дни личная подпись, как ее используем мы, соединяет все три функции воедино.
В Средние века три функции подписи (собственноручное написание, возможность идентификации, возможность прочтения) существовали независимо друг от друга. В связи с этим в дипломатике различают автографические и аллографические подписи. Во втором случае текст удостоверительной записи, даже если он и составлен от первого лица, выполняет за автора подписи другой человек. Встречаются ситуации, когда эти два вида подписей совмещаются. Например, в случае с папскими и кардинальскими подписями в больших привилегиях со второй половины XII в. собственноручными были только отдельные части удостоверительной записи: предваряющий ее крест, первое слово Ego или даже первая буква E. Остальной текст подписей выполняли за кардиналов их секретари или сотрудники канцелярии, за папу — составивший грамоту писец.
Печать представляет собой самый распространенный способ валидации грамот, особенно если речь идет об актах, относящихся к публично-правовой сфере. По способу приложения средневековые печати делятся на вислые и прикладные.
Для прикрепления прикладной печати к папирусу в нижней части листа, как правило справа, делалось небольшое отверстие. Заготовка из воска крепилась благодаря этому отверстию с двух сторон листа по типу заклепки. На лицевой стороне печати делался оттиск. Тем же способом вплоть до второй половины XII в. крепились в императорской и некоторых епископских канцеляриях восковые печати на пергамен. Другой вариант наложения объемной прикладной печати предполагал использование пергаменной ленточки, которая прошивала лист документа на манер крепления пуговицы. К концу XII в. тяжелые прикладные печати выходят из употребления.
Для прикрепления к папирусу печати вислой нижний край документа подгибался кверху, чтобы укрепить край листа. Веревочка, на которой крепилась двусторонняя восковая или металлическая печать, предварительно продевалась через отверстия, проделанные в укрепленном крае. С переходом на пергамен традиция укреплять материал в месте привески печати сохранилась. Загнутый край пергамена называется пликой (plica), иногда в русскоязычной традиции используется термин «загиб». К плике вислая печать могла крепиться с помощью витых или плетеных шнуров из нитей, пеньковой веревочки, кожаных или пергаменных ленточек. Пергаменная ленточка обычно продевалась через одинарную или двойную прорезь в плике. Такой способ крепления во французской сигиллографии, наиболее разработанной терминологически, получил наименование double queue (cauda duplex). До конца XII в. использовалось также прикрепление двусторонней восковой печати к пергаменному язычку, частично отрезанному от листа грамоты, — simple queue (cauda simplex).
Для транспортировки и последующего хранения грамоты с вислой или прикладной печатью складывались в пакет — таким образом, чтобы печать оказалась внутри. Но даже в тех случаях, когда большой размер печати, сравнительно с размером грамоты, не позволял этого сделать, или когда печати не предполагалось, документ всё равно складывался — для предохранения письма.
В случае с многостраничными документами XVI–XVII вв. вислая печать крепилась на шнуре, сплетенном из нитей, скрепляющих листы тетради или связывающих несколько тетрадей в один переплет.
С XIV в. входят в употребление печати из воскомастичной массы, позволяющие делать более детализированный оттиск при меньшей глубине рельефа. В качестве прикладных они крепились к листу или к пергаменной ленточке типа simple queue за счет адгезии самого материала, без обхвата бумаги или пергамена с противоположной стороны. В качестве вислых такие печати помещались в восковой ковчежец, выполненный в виде чашечки с толстыми краями. Ковчежец мог быть деревянным или металлическим. Собственно, этот ковчежец и крепился к шнуру или пергаменной ленточке, а не сама печать.
С XV в. широко распространяются прикладные воскомастичные печати под бумажной кустодией, допускавшие еще большую детализацию оттиска, поскольку его носителем является бумага.
В тех случаях, когда существовала необходимость обеспечить подлинность одновременно нескольких экземпляров (в случае заключения двух- или трехстороннего соглашения, когда каждая из сторон получала свой экземпляр), могли прибегать к помощи хирографа. Два или три равноценных подлинных экземпляра записывались на одном пергаменном листе, потом между текстами грамот делалась надпись или рисунок, по которой проходила линия разреза. Словом хирограф может обозначаться как сама идентифицирующая надпись, так и оснащенный ею документ. Таким средством валидации активно пользовались в XI–XII вв., но встречаются и более поздние примеры XIV–XV вв., особенно среди английских частных актов.
Рекомендованная литература
Акты Кремоны X–XIII вв. / Сост. С.А. Аннинский, под ред. О.А. Добиаш-Рождественской. М.; Л., 1937.
Акты Кремоны XIII–XVI веков в собрании Академии наук СССР / Под ред. В.И. Рутенбурга и Е.Ч. Скржинской. М.; Л., 1961.
Антонец Е.В. Введение в римскую палеографию. М., 2009.
Бернадская Е.В. Феррара и ее сельский округ (По книге нотария Беллино Прегостини) // Итальянские коммуны XIV–XV веков: Сборник документов из Архива ЛОИИ АН СССР / Под ред. В.И. Рутенбурга. М.; Л., 1965. С. 237–350.
«Звучат лишь письмена… » К 150-летию с дня рождения академика Николая Петровича Лихачева. Каталог выставки. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2012. (далее – Эрм.)
Каштанов С.М. Дипломатика // Православная энциклопедия. Т. XV. C. 381–389.
Лихачев Н.П. Пиcьмо папы Пия V к царю Ивану Грозному в связи с вопросом о папских бреве (Этюд по дипломатике пап). СПб., 1906.
Мажуга В. И. Древнейшие грамоты епископов и князей Священной Римской империи в собрании Санкт-Петербургского филиала Института российской истории // Вспомогательные исторические дисциплины. СПб., 2000. Т. XXVII. С. 273–293.
Медведев И. П. Очерки византийской дипломатики: Частно-правовой акт. Л.: Наука, 1983.
Срединская Н. Б. Феррара XIV века в отражении актов родового архива Сакрати. М.: Индрик, 2017.
Чиркова А.В. Западноевропейская дипломатика Средних веков и Раннего Нового времени. СПб.: Нестор-История, 2019.
Actes des congrès de la Commission internationale de diplomatique: http://elec.enc.sorbonne.fr/cid/
Conseils pour l’édition des textes médiévaux. Fasc. II: Actes et documents d’archives / Éd. par O. Guyotjeannin. Paris, 2009.
Пособия по дипломатике
Лихачев Н.П. Дипломатика. Из лекций по сфрагистике. СПб., 2001.
Bresslau H. Handbuch der Urkundenlehre für Deutschland und Italien. 2. Aufl., Bde I–II. Berlin; Leipzig, 1912–1931; 4. Aufl., Bde I–III. Berlin : W. de Gryter, 1960–1969.
Boüard A. de. Manuel de diplomatique française et pontificale. T. I. Diplomatique générale. Paris, 1929; T. II. L’Acte privé. Paris, 1948.
Diplomatique médiévale. [Краткое пособие по дипломатике Французской национальной Школы хартий]: http://theleme.enc.sorbonne.fr/cours/diplomatique
Dossiers documentaires proposés par l’École nationale des Chartes [on-line практикум на материалах коллекции факсимиле Французской национальной Школы хартий XIX в.]: http://theleme.enc.sorbonne.fr/dossiers/
Giry A. Manuel de diplomatique. Nouv. éd.: Paris, 1925. 2 vol.; Genève, 1975 (Fac-sim. de l’éd. de Paris, 1894).
Guyotjeannin O., Pycke J., Tock B.-M. Diplomatique médiévale. Turnhout: Brepols, 1993; 3e éd. augmentée : Turnhout: Brepols, 2006 (L’atelier du médiéviste, 2).
Paoli C. Programma scolastico di paleografia latina e di diplomatica. Vol. III. Diplomatica. Firenze, 1898.
Pratesi A. Genesi e forme del documento medievale. Roma, 1979.
Reading old documents [on-line практикум на сайте Национального архива Великобритании]: http://www.nationalarchives.gov.uk/help-with-your-research/reading-old-documents/
Steffens Fr. Lateinische Paläografie. 2., vermehrte Auflage. Trier 1909; Éd. française: Steffens Fr. Paléographie latine. Paris, 1910; on-line практикум на основе таблиц Фр. Штефенса: http://www.paleography.unifr.ch/schrifttafeln.htm
Словари и справочники
Cappelli A. Cronologia, cronografia e calendario perpetuo. Milano, 2012.
Cappelli A. Dizionario di abbreviature latine ed italiane. Milano, 2011; on-line версия: http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/Cappelli/index.html
Cottineau L. H. Répertoire topo-bibliographique des abbayes et prieurés. Vol. I–II. Macon, 1935–1939.
Graesse J. G. Th., Benedikt Fr., Plecht H. Orbis Latinus: Lexicon lateinischer geographischer Namen des Mittelalters und der Neuzeit. Großausgabe. Bde I–III. Braunschweig, 1972; on-line версия: https://www.bayerische-landesbibliothek-online.de/orbis-latinus
Vocabulaire international de la diplomatique / Éd. par M. M. Carcel Orti. Valencia, 1994. 2e éd. revue: 1997; on-line версия: http://www.cei.lmu.de/VID/
Vocabulaire international de la sigillographie: recommandations pour l’établissement de notices descriptives de sceaux / Sous la dir. de St. Ricci et R.-H. Bautier. Rome, 1990.
Базы данных, крупные on-line публикации и коллекции изображений
Abbildungsverzeichnis der europäischen Kaiser- und Königsurkunden: http://www.hgw-online.net/abbildungsverzeichnis/
Chartae Galliae. Base de données consacrée aux actes écrits relatifs à la France (dans ses frontières actuelles) jusqu’à la fin du XIIIe siècle: http://www.cn-telma.fr/chartae-galliae
Chartae Latinae Antiquiores. Die Datenbank: http://www.urs-graf-verlag.com/index.php?funktion=chla_suche
Chartes originales antérieures à 1121 conservées en France. Base de données organisée par l’Atelier de recherches sur les textes médiévaux (ARTEM) de Nancy: http://www.cn-telma.fr/originaux/listechartes/
Codice diplomatico della Lombardia medievale (secoli VIII–XII): http://www.lombardiabeniculturali.it/cdlm/progetto/
Diplomata Belgica. Les sources diplomatiques des Pays-Bas méridionaux au Moyen Âge: http://www.diplomata-belgica.be/colophon_en.html
Florilège — Grands documents de l’Histoire de France. Base de données ARCHIM: http://www.culture.gouv.fr/documentation/archim/exposition_florilege.htm
Kaiserurkunden in Abbildungen: http://geschichte.digitale-sammlungen.de/kaiserurkunden/online/angebot
Lichtbildarchiv älterer Originalurkunden, Marburg: http://lba.hist.uni-marburg.de/lba/
Monasterium.Net : http://monasterium.net/mom/fonds
Monumenta Germaniae Historica: http://www.dmgh.de/
Regesta Imperii: http://www.regesta-imperii.de
Répertoire des cartulaires médiévaux et modernes. Base de données, dédiée aux cartulaires manuscrits, principalement la France et la Belgique: http://www.cn-telma.fr/cartulR/index/
Составители: А.В.Чиркова, Н.Б.Срединская
PDF-версия