
Целью дисциплины является развитие навыков работы со сфрагистическим материалом, умение интерпретировать печать в широком историко-культурном и технико-технологическом аспекте.
Цели освоения дисциплины: в соответствии с общими целями основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) являются:
- обобщение знаний по истории практики испльзования печатей с древнейших времен до конца XIX в.
- формирование представления о современном состоянии развития методов изучения сфрагистического материала
- выработка аналитических навыков, приемов междисциплинарного анализа.
- овладение навыками описания, систематизации и каталогизации печатей.
Задачи дисциплины, реализующие указанные цели, следующие:
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, а также развивающих практические навыки задач:
- связать теоретические элементы (методики и подходы) создания научных текстов с конкретным материалом (источники, историография и т.д.), развивать навыки использования современных междисциплинарных методов анализа.
Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Цикл | Семестр | Всего в з.е./час | Лекции в час. | Семинары в час. | СРС в час. |
Б1.В.ОД5 | 2 | 2 з.е./ 72 часа | 6 | 4 | 62 |
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Универсальные компетенции:
- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
- способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2).
Общепрофессиональные компетенции:
- способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1).
Профессиональные компетенции:
- научно обоснованное и продуктивное сочетание современных методик, традиционных и новых подходов в процессе проведения исторических исследований (ПК-1);
- умение организовать научную дискуссию по актуальным проблемам исторической науки на страницах научных журналов, а также в рамках научных мероприятий (круглых столов, конференций, симпозиумов) (ПК-4);
- навык самостоятельного поиска неопубликованных материалов в отечественных и зарубежных архивохранилищах с использованием как традиционных средств и методов архивной эвристики, так и новейших методов поиска документов с помощью компьютеризированных информационно-справочных систем (ПК-6);
- введение в научный оборот новых исторических источников, разработка инновационных методов их обработки и изучения с привлечением новейших инструментов современных информационно-коммуникационных технологий и естественно-научных методов (ПК-3).
В результате изучения дисциплины аспиранты должны
знать
- основные тенденции развития сфрагистики;
- особенности применения различных методов в работе со сфрагистическими источниками;
- базовые основы иконографического анализа.
уметь
- применять наиболее распространенные бесплатные компьютерные программы для иконографического анализа;
- следовать основным нормам, принятым в научном общении с учетом международного опыта;
- пользоваться различными современными методами исторического исследования;
- оперировать терминологией, применяемой в новейших отечественных и зарубежных трудах;
- описывать и анализировать сфрагистический материал.
владеть навыками
- анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в т.ч. междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития
- технологиями планирования в профессиональной деятельности.
Структура и содержание дисциплины «Введение в западноевропейскую сфрагистику»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№ п/п | Раздел Дисциплины (тема) | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма контроля (промежуточной аттестации) |
Лекции | Семинары | СРС | |||
1 | Введение. Обзор историографии. Понятие сфрагистики и история развития дисциплины | 2 | 8 | Беседа по ключевым вопросам на лекции. | |
2 | Печать как материальный объект | 2 | 22 | Беседа по ключевым вопросам на лекции. Общая дискуссия | |
3 | Функции печати | 2 | 2 | 18 | Беседа по ключевым вопросам на лекции. Общая дискуссия |
4 | Правила описания печатей и построения каталожной статьи. Каталоги печатей | 2 | 2 | Практическое задание | |
5 | Форма контроля (промежуточной аттестации) | зачет | |||
Итого: | 4 | 8 | 60 |
Содержание дисциплины «Введение в западноевропейскую сфрагистику»:
ТЕМА 1. Общее введение в дисциплину. Определение понятий. Роль и место сфрагистики в системе вспомогательных исторических дисциплин. Зарождение и развитие дисциплины. Первый этап: Жан Мабильон. Сфрагистика как составная часть дипломатики. Критика источника. Второй этап: «Великий архивист» на службе позитивизма. Дуэ д’Арк и его каталог. Луи Карто: от костей к архивам. Третий этап: эпоха case studies и антропология Четвертый этап: базы данных и естественно-научные методы.
ТЕМА 2. Печать как материальный объект. 1. Форма, крепление, цвет. 2 Историческая технология сфрагистики: материалы и способы изготовления печатей. 3. Типы изображений. 4. Палеография печатей
ТЕМА 3. Функции печати. 1. Печать и документ: защита информации. 2. Использование вне дипломатики. 3. Печать как средство коммуникации
ТЕМА 4. Правила описания печатей и построения каталожной статьи. Каталоги печатей.
Самостоятельная работа
п/п | № раздела (темы) дисциплины | Форма (вид) самостоятельной работы | Трудоёмкость в часах |
1 | Обзор историографии и источников | Внеаудиторное чтение литературы | 12 |
2 | Чтение легенд печатей: развитие навыков палеографии | Практическое задание | 12 |
3 | Анализ иконографической программы | Практическое задание | 12 |
4 | Материаловедческий анализ | Практическое задание | 14 |
5 | Составление каталожного описания | Практическое задание | 12 |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Успешное освоение курса предполагает ознакомление аспирантов с рекомендованной литературой и активную работу на семинарах. Реализация дискуссионного метода при организации семинаров требует от аспирантов самостоятельной работы в группах, предварительного формулирования вопросов к текстам и согласования их с преподавателем. Приветствуется поиск дополнительной информации с использованием Интернет-ресурсов, материалов фондов библиотек и архивов.
Образовательные технологии
Аудиторные лекционные занятия и семинары (10 часов) проводятся в интерактивном режиме с включением в них визуального ряда, демонстрируемого на экране через видеопроектор, а также с использованием подлинных образцов из архива СПбИИ РАН. Активно используется дискуссионный метод.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
А) Текущий контроль осуществляется в процессе обучения на основе самостоятельной деятельности слушателей и демонстрации ими результатов этой деятельности.
Б) Оценочные средства для итогового контроля успеваемости: зачет проводится в форме устного доклада. Темой доклада должен быть один из аспектов курса, обозначенных в аннотации лекционно-семинарских занятий. По согласованию с преподавателем аспирант может модифицировать формулировку темы. При подготовке доклада используется литература, ресурсы Интернета, фонды библиотек и архивов. При анализе избранных проблем активно применяются приобретенные на занятиях знания и умения. Вместе с тем приветствуется самостоятельность суждений и оригинальность замысла работы. После доклада проводится его устное обсуждение в группе.
Примерные темы докладов:
- Анализ сфрагистического памятника (по выбору).
- Анализ монографии по тематике курса или каталога печатей.
- Составление каталожного описания памятника.
- Описание и анализ результатов применения какого-либо естественнонаучного метода в сфрагистике (на основе историографии).
Критерии оценки докладов:
- Четкость постановки проблемы в рамках заявленной темы
- Выдержанность объема и способ презентации материала
- Степень владения автором материалом по теме, в т.ч. качество ответов на поступающие вопросы
- Логика изложения и аргументированность тезисов
- Корректность избранных методов и программ
- Наличие выводов и их обоснованность
Полное соответствие работы заявленным критериям – оценка «отлично». Отсутствие 1-2 критериев – оценка «хорошо», отсутствие 3 критериев – «удовлетворительно». Отсутствие более чем половины указанных критериев приводит к неудовлетворительной оценке работы.
Доклад оценивается по 100-бальной шкале
№ | Критерий оценки | Баллы |
1 | Четкость постановки проблемы в рамках заявленной темы | 20 |
2 | Выдержанность объема и способ презентации материала | 20 |
3 | Степень владения автором материалом по теме, в т.ч. качество ответов на поступающие вопросы | 20 |
4 | Логика изложения и аргументированность тезисов | 10 |
5 | Корректность избранных методов и программ | 20 |
6 | Наличие выводов и их обоснованность | 10 |
Итого | 100 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, включая самостоятельную работу
Справочная литература:
Mariette TOURNEUR-NICODÈME, «Bibliographie générale de la sigillographie», dans Le bibliographe moderne, 22 (1924-1925), p. 130-161 et 203-221 ; 23 (1926-1927), p. 175-183 «Supplément», dans Archives, bibliothèques et musées de Belgique, 30-2 (1959), p. 127-197.
René GANDILHON, Michel PASTOUREAU, Bibliographie de la sigillographie française, Paris, 1982, 222 p.
Jean-Luc CHASSEL, M. DALAS-GARRIGUES, «Bibliographie de la sigillographie française (1982-1986)», dans Revue française d’héraldique et de sigillographie, fasc. 54-59 (1984-1989), p. 237-256; … (1987-1991), fasc. 60-61 (1990-1991), p. 255-281.
Eckart HENNING et Gabriele JOCHUMS, Bibliographie zur Sphragistik, Schrifttum Deutschlands, Österreichs und der Schweiz, bis 1990, Cologne, Vienne et Weimar, 1995, 232 p. (Bibliographie der historischen Hilfswissenschaften, 2).
Erich KITTEL, Siegel, Braunschweig, 1970, 530 p. (Bibliothek für Kunst- und Antiquitätenfreunde, 11).
Giacomo Carlo BASCAPE, Sigillografia : il sigillo nella diplomatica, nel diritto, nella storia, nell’arte, Milan, 3 vol. parus, 1969-1984.
Vocabulaire international de la sigillographie; recommandations pour l’établissement de notices descriptives de sceaux [sous la dir. de Stefania RICCI et Robert-Henri BAUTIER], Rome, 1990, 389 p., pl. (Pubblicazioni degli archivi di stato, Sussidi, 3).
Michel PASTOUREAU, Les sceaux, Turnhout, 1981, 76 p. (Typologie des sources du Moyen Âge occidental, 36)
Michel PASTOUREAU, «Les sceaux et la fonction sociale des images», dans L’image, fonctions et usages des images dans l’Occident médiéval, Paris, 1996 (Cahiers du Léopard d’or, 5), p. 275-308.
Исследования:
Robert-Henri BAUTIER, «Échanges d’influences dans les chancelleries souveraines du Moyen Âge d’après les types des sceaux de majesté», dans Comptes rendus de l’Académie des inscriptions et belles-lettres, 1968, p. 192-220.
Herbert EWE, Schiffe auf Siegeln, Berlin, 1972, 231 p., pl.
Robert-Henri BAUTIER, «Le cheminement du sceau et de la bulle des origines mésopotamiennes au XIIIe siècle occidental», dans Revue française d’héraldique et de sigillographie, fasc. 54-59 (1984-1989), p. 41-84 ; reprod. dans Chartes, sceaux et chancelleries, op. cit., t. I, p. 123- 166.
Brigitte BEDOS-REZAK [réimpr. d’articles], Form and order in Medieval France, Aldershot, 1993 (Variorum reprints).
Jean-Luc CHASSEL, «L’usage du sceau au XIIe siècle», dans Le XIIe siècle: mutations et renouveau, Paris, 1993 (Les Cahiers du Léopard d’or, 4)
Michel MONNERIE, «Conserver et préserver les sceaux», dans La gazette des archives, n.s., n° 164, 1er trimestre 1994, p. 44-61.
Brigitte BEDOS-REAK, “Medieval identity : a sign and a concept”, dans American historical review, t. 105, 2000, p. 1489-1533.
Louis DOUËT D’ARCQ, Inventaire de la collection des sceaux des Archives de l’Empire, Paris, 3 vol., 1863-1866.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Интернет-ресурсы
Электронные базы данных
http://www.doaks.org/resources/seals
Для обучающихся обеспечены возможности оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам: электронным каталогам и библиотекам, словарям, национальным корпусам языков, электронным версиям литературных и научных журналов на основном изучаемом языке (языках) Аспирантам обеспечен неограниченный доступ, в том числе удаленный, из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», к электронно-библиотечным системам:
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для материально-технического обеспечения дисциплины предполагается использовать оборудование аудитории СПбИИ РАН, оснащенной видеопроектором, экраном и компьютером для демонстрации презентаций (в формате*pptx) и визуального сопровождения занятий. Самостоятельная работа аспирантов может проходить в помещениях библиотеки СПбИИ РАН, предоставляющей читателям открытый доступ ко всем фондам печатных изданий, в том числе профессиональной периодики, а также к электронно-библиотечным системам и вывод в Интернет.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации).