Задание по практикуму №1.
Постарайтесь самостоятельно прочитать текст рукописи, а затем проверьте себя, открыв подсказку.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 2. Сст. 1–2. Подлинник.
1626 г. – Челобитная царю Михаилу Федоровичу архиепископа Вологодского и Великопермского Варлаама о заготовке дров.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 2. Сст. 1–2. Подлинник.
1626 г. – Челобитная царю Михаилу Федоровичу архиепископа Вологодского и Великопермского Варлаама о заготовке дров.
(сст. 1): Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьет челом твой государев последней богомолец, вологодцкой архиепископ Варлам.
По твоему, государь, праведному царьскому изволенью велено мне быть в архиепископех на Вологде. Двор, государь, архиепископов в городе, а вотчины, государь, софейские от двора в далном растоянии. А для, государь, великия нужи велим из далних деревень привозити к себе на двор на дворовую поделку лесу елового и соснового и дров. А иные, государь, крестьяня домовые в своих деревнях лесов добывать не могут, и оне кортомят и покупают, да летом тот лес к нам на посад под (д)вор[1] привозят водяным путем. А с того, государь, лесу таможенные головы емлют пошлину великую немерную многажды, что бывает дров из плотов десяток и другой плот, алтын по пяти и по шти, и с тех, государь, наших покупных дров такоже емлют пошлину великую, с плота алтына по два и болши. А преже, государь, нынешних голов святые и блаженные памяти твоего государева отца, святейшаго Филарета, патриарха Московскаго и всеа Русии, на нас с наших покупок, когда лучитца купить меду, или рыбы, или воску, или хмелю, пошлин таможенных не имывали, а нынеча с нас со всяких покупок таможенных пошлин прошают и нас тем утесняют и убытчат.
Милостивый государь царь и великий князь Михайло Федоровичь всеа Русии, пощади меня, последняго своего богомолца, учини свой царьской указ, чтоб нам от тех голов таможенных в тесноте и в великих пошлинах не страдати. А для великих пошлин, государь, наши крестьяня не смеют ничево привести на продажу, ни хлеба, ни скотины, для тяжких пошлин, а нам докучают непрестанно, чтобы мне //
(сст. 2): бити челом тебе, праведному государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, о указе, чтоб с них имали пошлину по твоей государеве милости по указу, как в протчих городах положены указы, по чему платити с рубля. А то, государь, многажды слыхали у бедных и у недостатошных людей, у посадцких, и у попов, и у дьяконов, что не могут иным временем и хлеба купить, а сказывают, не везут из волостей для великих пошлин. Много бывает слез и рыдания бедных людей, а все, государь, во граде люди твои государевы от таможенных голов тяжко скучают, что от них великое утеснение и насилство от безмерного собрания. Пощади, государь, создание Божие и твои царьские люди, живущая во граде Вологде и в селех и в деревнях пребывающих, чтоб им, будучи в твоей царьской державе, от таможенных голов в обидах не быти, и моево нищаго моления не презри, мне, твоему нищему государеву богомолцу, не попустити Богу лгати и клеветати, и вели, государь, про то их таможенное собрание сыскати, чтоб, государь, мы от них в великих обидах и теснотах[2], не дадут нам беспошлинно на домовой обиход дров купити и лесу на дворовую поделку. Праведный государь царь и великий князь Михайло Федоровичь всеа Русии, пощади меня, последняго своего нищаго богомолца, не вели, государь, с моего покупного лесу, и з дров, и со всякого запасу таможенные пошлины имать. Дрова, государь, и лес покупаем для домовово обиходу, а не в продажу, ни в торговлю.
Царь государь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пощади, вели мне дати свой царьской указ.
Государь, смилуйся, пожалуй.
[1] В ркп. буква д пропущена.
[2] Возможно, в ркп. далее пропущено не были.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 3. Сст. 1. Подлинник.
1626–1645 гг. – Челобитная новопостриженого старца Герасима архиепископу Вологодскому и Великопермскому Варлааму о благословении в черные священники и отправке в любой монастырь.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 3. Сст. 1. Подлинник.
1626–1645 гг. – Челобитная новопостриженого старца Герасима архиепископу Вологодскому и Великопермскому Варлааму о благословении в черные священники и отправке в любой монастырь.
Государю преосвященному Варламу, архиепископу Вологоцкому и Великопермскому, бьет челом и плачетцо Вологоцкаго уезду новопострижник старец Герасимищо.
Умилостивись, государь преосвященный Варлам, архиепископ Вологоцкий и Великопермский, пожалуй меня, нищаго, благослови, государь, меня в черные священники и вели, государь, мне дать свою святителскую благословеную грамоту, чтобы мне, нищему царскому и твоему богомолцу, в котором монастыре мочно сыту быть, тут бы и служил.
Государь, смилуйся, пожалуй.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 5. Сст. 1. Подлинник. Документ реставрирован.
1632 г. июня 20. – Порядная Осипа Козмина Негодяева на поставку дров в Унское усолье Спасо-Прилуцкого монастыря.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 5. Сст. 1. Подлинник. Документ реставрирован.
1632 г. июня 20. – Порядная Осипа Козмина Негодяева на поставку дров в Унское усолье Спасо-Прилуцкого монастыря.
Се яз, Осип Козмин сын Негодяев, нанялся есми у старца Герасима. Вывозити мне из шалги к реки в сенцы их монастырских дров сорок сажен, а из сенци и в Унское усолье припровадити в верховье, выздымати дрова к их монастырской варници, а класти мне дрова от реки в гору концом в костер, дрова класти без поперечников, а отмерити мне дрова в прямую в климантовскую в торговую сажень. А найму я редил со всякой сажени по четыре алтына по четыре денги, а денги я взял наперед все сполна. А поставити мне дрова на Петров день святых апостол Петра и Павла 141-го году. И не поставлю я дров на сей строк, коий в сей записе писан, и мне дати за всякую сажень по четверти рубля, и убытки и волокита на мне, а на то послуси церковной дьяк Шестой Мартемьянов сын.
А запись писал Осипко Козмин сам на собя своею рукою лета 7140-го году в 20 день июня.
На обороте другим почерком: Послух Шестуня руку приложил.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 9. Сст. 1. Подлинник.
[1638/39–1645 г.] – Челобитная архиепископу Вологодскому и Великопермскому Варлааму помещика иноземца Ивана Когронского о побеге из его поместья в вотчину ростовского митрополита крестьянки Марьи с двумя сыновьями.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 9. Сст. 1. Подлинник.
[1638/39–1645 г.] – Челобитная архиепископу Вологодскому и Великопермскому Варлааму помещика иноземца Ивана Когронского о побеге из его поместья в вотчину ростовского митрополита крестьянки Марьи с двумя сыновьями.
(сст. 1): Государю преосвященному Варламу, архиепископу Вологоцкому и Великопермьскому, бьет челом государев холоп, вологоцкой помещик, иноземец Иван Когронской.
В прошлом, государь, во 146-м году был я, государев холоп, на государеве службе на Туле, а в то время твоея государевы архиепископьи, а моего вологоцкого поместья пречистенской поп Федор Титов ростовского митрополита вотчины Шейбохоцкия волости с Косткою Игнатьевым подговорил старинную мою крестьянку Марьицу Микитину дочь з двема сыны з Гришкою да с Онисимком и со всеми животами и статки упокойново крестьянина моего Прокопья Захарьева татем и отпустил ростовского митрополита в вотчину. А ныне, государь, тот поп государева царьсково жалованья из поместья моего от церкви Рожества Богородицы бежит в тое же в митрополичю вотчину, а тебе, государю, бьет челом, чтоб ево отпустил из твоея государевы архиепископьи, а в его место поставити сына ево Степана в попы без моего выбору, и теми, государь, моими подговорными крестьянскими детми и крестьянкою и подговорными татебными животами упокойного моего крестьянина Прокопья Захарова с тем митрополичим крестьянином с Косткою владеет тайно.
Государь преосвященный Варлам, архиепископ Вологоцкий и Великопермьский, смилуйся, пожалуй меня, государева холопа, вели, государь, того попа дати на поруки, покамест подговорная моя старинная крестьянка з детми и с татебными животами сыщетца. А живота, государь, моего упокойново крестьянина Прокофья тот поп с митрополичим крестьянином татбою взяли на пятдесят рублев, опрочь подговорныя моея крестьянки с детми. Государь, смилуйся, пожалуй. А до сыску из своей государевы архиепископьи отпустить не вели и вели свой государев святительской указ учинить.
Государь, смилуйся, пожалуй.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 10. Сст. 1. Подлинник.
1641 г. майя 21. – Порядная Г. В. Комарова старцу Спасо-Прилуцкого монастыря Серапиону о поставке дров к соляным варницам в Унское усолье.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 10. Сст. 1. Подлинник.
1641 г. майя 21. – Порядная Г. В. Комарова старцу Спасо-Прилуцкого монастыря Серапиону о поставке дров к соляным варницам в Унское усолье.
(сст. 1): Се яз, Гаврило Васильев сын Комаров Попов, низовец Вознесенского приходу с Кярострова, взял есми Спаса Вологоцкого Прилуцкого Дмитреевского монастыря Унского соляного у старца Серапиона монастырьских казенных три рубли с полтиною денег все сполна, а за те денги мне, Гаврилу, свозить на своих лошадех зимою сто возов дров варничных севолетной сечи из лесу, ис шалги, из долгой дороги из-за Плосково от Глубокого озера в Унское усолье к их монастырьским варницам на кострища, покласть в костры вверх в полторы сажени, и отдати те дрова ему, старцу Серапиону, те дрова на кострищах все сполна на срок на Богоявленье в день Господень сто пятдесятого году. А не звожу я, Гаврило, дров варничных ста возов из лесу ис шалги в Унское усолье к их монастырьским варницам на кострища, и мне, Гаврилу, платить ему, старцу, те денги вдвое или быти и с волокитою по сей записи. Хто с сею записью, старец или слуга их монастырьские, станут, тот по сей записи и истец; где ся запись выляжет, тут по ней суд и правеж.
На то послуси – площадные подьячие Матфей Лукин. Писал запись на Колмогорах на площаде Ивашко Федоров лета 7149-го маия в 21 день.
Комаровых казак вывез по сей кабале 26 возов. //
(сст. 1 об.): 1- Да в убытки взять на нем 16 алтын 4 деньги -[1].
На обороте другим почерком: К сей записи Пашко Комаров руку приложил.
На обороте другим почерком: Послух Матюшка Лукин руку приложил.
1-[1] Запись расположена в конце листа вверх ногами относительно текста документа.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 11. Сст. 1. Подлинник.
1641 г. июля 20. – Расспросные речи архиерейского сына боярского А. А. Остолопова перед приказным Г. Ф. Дябринским.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 11. Сст. 1. Подлинник.
1641 г. июля 20. – Расспросные речи архиерейского сына боярского А. А. Остолопова перед приказным Г. Ф. Дябринским.
Во 149-м году июля в 20 день перед архиепископлим приказным перед князь Григорьем Федоровичем Дябриньским[1] […][2] вологжанин, сын боярской Андрей Андреев сын Остолопов сказал: в чем-де на меня бил[3] челом[4] к великому господину преосвященному Варламу, архиепископу Вологодцкому и Великопермьскому[5], пермьскому из Раменья дмитреевской поп Сава Тимофеев, а отец влез да 6- и своем -[6]. И яз-де против ево челобитья и без суда перед батюшкою во всем виноват и прошай переписать.
7- К сем своим речам Андреян Остолопов руку приложил -[7].
[1] В ркп. далее часть строки оставлена пустой.
[2] В ркп. зачеркнуто ответчик.
[3] В ркп. над строкой.
[4] В ркп. исправлено из челобит(ную).
[5] В ркп. далее часть строки оставлена пустой.
6-[6] В ркп. неразборчиво, прочтение предположительное.
7-[7] В ркп. другим почерком.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 12. Сст. 1. Подлинник.
[1641–1646 гг.] – Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Варлааму архимандрита Спасо-Каменного монастыря Иоасафа с братией на самоуправство попа Ивана Андреева.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 12. Сст. 1. Подлинник.
[1641–1646 гг.] – Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Варлааму архимандрита Спасо-Каменного монастыря Иоасафа с братией на самоуправство попа Ивана Андреева.
Государю преосвященному Варламу архиепископу Вологодцкому и Великопермскому бьют челом царские богомолцы и твои государевы Спаса-Каменнаго монастыря архимарит Иоасаф, да келарь Селивестр, да казначей Фаддей, да старец Веньямин, да старец Варлам, да старец Филип, да черной поп Феодосий, да старец Тимофей, да черной диякон Ияков, да старец Филип, да старец Прокофей и вся братья Спаса-Каменнаго монастыря.
В спасской, государь, вотчине Каменнаго монастыря в селе Отводлинском поп Иван Андреев живет не по монастырскому чину, не в послушание и чинит нам, богомолцом царским и твоим государевым, пакости великие и поносы своим составом, а мы, богомолцы, за ево непуслушание и прекословие без твоего святителского указу смирить не смеем и от монастыря отказати.
Великий государь преосвященный Варлам, (архиепископ)[1] Вологоцкий и Великопермский, пожалуй нас, царских и своих государевых богомолцов, учини нам на того попа Ивана в ево непослушание свой государев святителской указ, а он, поп Иван, впредь в спасской вотчине нам, богомолцом, негоден.
Государь преосвященный архиепископ, смилуйся, пожалуй.
На обороте другим почерком: К сей челобитной черной поп Феодосей руку приложил.
На обороте другим почерком: К сей челобитной черной дьякон Ияков руку приложил.
[1] В ркп. слово пропущено.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 13. Сст. 2. Список.
1657 г. ноября 7. – Изустная память Стефана Козмина.
Архив СПбИИ РАН. Кол. 110. Картон 7 (Вологодский уезд). Ед. хр. 13. Сст. 2. Список.
1657 г. ноября 7. – Изустная память Стефана Козмина.
Список с ызусной памяти.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа се аз, раб Божий Стефан Козмин сын, пишу себе сию память духовную своим целым умом и разумом, кому что дать и на ком что самому взять, датчи нет. Взять мне на Гавриле Семенове шестьдесят алтын денег безкабално, на Савине Борисове Манакове полтора рубли пять алтын безкабално, на Левонтьевской жене Берсенева на Офимье Лукине дочере четыре гривны безкабално, на Онисиме Ведениеве сыне Жукове сорок алтын безкабално, на Омельяне Софонове дватцеть алтын з гривной безкабално, на Иване, да на Ермолае, да на Овдокиме Малафиевых шестьдесят алтын безкабално, на Мартьяне да на Иване Ларионовых детех два рубля денег безкабално, на Тимофиевской жене Зуеве на Офимье Родионове дочере по кабале рубль денег, на Осипе Савельеве з братьею Юркинском полтора рубли безкабално, на Григорье Петрове на Оре з братьею полтора рубли безкабално, на Авраме Кондратьеве сыне два рубля денег по кабале недоплатных, на Нефеде Гурьеве сыне Салте сорок алтын безкабално, на Федоте Агапитове Надвотчине тритцеть алтын без пяти денег безкабално, на Якове Гурьеве з братьею семнатцеть алтын безкабално да четверть овса.
А у изусные духовные памяти седели отец мой духовной, спасской поп Ефрем, крестьяне Шумило Михайлов, Сидор Олунпиев да Симанова монастыря вотчины деревни Печенги Кирило Карпов сын.
А подлинную духовную память писал дьячок Полунка Зиновьев лета 7166-го году ноября в 7 день. За позади подлинной духовной пишет к сей изусной памяти спасской поп Ефрем вместо сына своего духовнаго Стефана Козмина у изусные сидел и по его веленью руку приложил.
На обороте другим почерком: К сему списку изустные памяти спасской поп Ефрем, Стефана Козмина отец духовной, руку приложил.
На обороте другим почерком: К сему списку изустые памяти дьячек Полунка руку приложил.
Перейти ко второй части практикума «Монастырское делопроизводство XVII в».