Первая часть практикума «Памятники деловой письменности XVII в».
Задание по практикуму №2.
Постарайтесь самостоятельно прочитать текст рукописи, а затем проверьте себя, открыв подсказку.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 3–3 об.
1688 г., октября 21. — Записка об извете с именами церковного старосты Филата Поликарпова и других (всего 16 имен), которые стали свидетелями того, как житель Тудозерской волости Фомка Родивонов подал словесный извет о действиях Евсейки Иванова Поцелуева, рассекшего и сжегшего крест, а также того, как приказной староста Андрюшка Парфенов поймал названных Фомку и Евсейку, заковал их в железо, держал в течение ночи скованными, утром велел их расковать и наказал Фомку батогами.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 3–3 об.
1688 г., октября 21. — Записка об извете с именами церковного старосты Филата Поликарпова и других (всего 16 имен), которые стали свидетелями того, как житель Тудозерской волости Фомка Родивонов подал словесный извет о действиях Евсейки Иванова Поцелуева, рассекшего и сжегшего крест, а также того, как приказной староста Андрюшка Парфенов поймал названных Фомку и Евсейку, заковал их в железо, держал в течение ночи скованными, утром велел их расковать и наказал Фомку батогами.
197-го году октября 21 день у Пятницы
на погосте Тудозерской волости Фомка
Родивонов извщещал словесно на Евсека
Иванова Поцелоева. Поругается он, Евсе-
ко, лику Божию, и кресное знамяние росек
на три части, и две части креста в жара-
тки жек, а третья часть креста
есть в Тудозерской волости в деревни Исаковской
у Архипка Иванова Шумкова. И по тому
извету приказной староста Андрюшка
Парфенов поймал их, Фомку и Евсека, и по
тому[1] извету сковал в железа и скованых
держал ночь за приставом, и поутру желез
росковал для своей бездильней корости, и Фомку
Родивонова бил в батоги. А ту[т]-де был пя-
тницкой поп Михала Егорьев да пятницкой
церковной дьячек Петр Михалов, старо-
ста церковной Филад Поликарпов, Никифор
Федоров Поспелов, Матфий Елфимов, Гаврила
Поликарпов, Федор Григорьев, Агафан Никитин,
Харитон Михалов, Евсей Петров, Кирила да Иван
Козмины, Митрей Иванов, десяцкой Корнилей
Яковлев, Кирила Иванов Тяпугин, Елфимка Лукин. //
(Сст. 3 об.): Став.
[1] В ркп.: мому.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 29–31 об.
[1689 г.], июня 6. — Пыточные речи жителя Тудозерской волости Андомского погоста Олонецкого уезда Евсейки Иванова сына Поцелуева: а) об избиении им своего сына Гаврилки, иссечении медного креста, который был взят Гаврилкой у раскольков в обмен на серебряный крест;
б) проповедовании раскольнических идей названному Гаврилке жителями деревни Насоновская той же волости крестьянами вотчины Хутынского монастыря Митрошкой и Евсейкой Васильевыми, дьячком Ваской Алексеевым и другими (всего 7 имен), жителем деревни Исаковская государственным крестьянином Ивашкой Григорьевым и жителем деревни Зеленинская Вытегорского погоста Климкой Потаповым;
в) раскольничестве названных крестьян, их жен и детей, их отказе посещать церковь, принимать просвиры и креститься тремя перстами;
г) принятии местными священнослужителями и приказчиками у названных раскольников «скуп» и «поминок» в обмен на недоносительство; д) передаче его сыном Гаврилкой названным раскольникам вещей и денег.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 29–31 об.
[1689 г.], июня 6. — Пыточные речи жителя Тудозерской волости Андомского погоста Олонецкого уезда Евсейки Иванова сына Поцелуева: а) об избиении им своего сына Гаврилки, иссечении медного креста, который был взят Гаврилкой у раскольков в обмен на серебряный крест;
б) проповедовании раскольнических идей названному Гаврилке жителями деревни Насоновская той же волости крестьянами вотчины Хутынского монастыря Митрошкой и Евсейкой Васильевыми, дьячком Ваской Алексеевым и другими (всего 7 имен), жителем деревни Исаковская государственным крестьянином Ивашкой Григорьевым и жителем деревни Зеленинская Вытегорского погоста Климкой Потаповым;
в) раскольничестве названных крестьян, их жен и детей, их отказе посещать церковь, принимать просвиры и креститься тремя перстами;
г) принятии местными священнослужителями и приказчиками у названных раскольников «скуп» и «поминок» в обмен на недоносительство; д) передаче его сыном Гаврилкой названным раскольникам вещей и денег.
И июня ж в 6 день по приказу думного дворянина
и воеводы Ивана Богдановича Ловчикова
да дьяка Ивана Иванова Андомского
погоста Тудозерской волости Евсейко
Иванов сын Поцелуев приведен
к пытки в застенок в другой ряд и у пытки
в крестном поругательстве и в церковном
расколе роспрашиван.
И в том он, Евсейко, на пытку подниман
и в подниме в роспросе сказал,
бил-де он сына своево Гаврилку,
рняся на него, и крест медной сек,
для того что-де он серебряной крест
променил на тот медной крест раскольни-
ком, и за ним сыном ево, Евсей-
ковым, церковной раскол есть, а учили-де
сына ево тому церковному расколу тое ж Ту-
дозерской волости деревни Насоновской Ху-
тыня монастыря крестьяне Митрошка да
Евсейко Васильевы, да дьячек Васка
Алексеев, Петрушка Сидоров, Петру-
шка Кирилов, Алешка Андреев, Сенка
Леонтьев, да государской крестьянин
деревни Исаковской Ивашко Григорьев, да
к ним ж приходит для того ж церковного
расколу Вытегорского погоста деревни Зеленин-
ской Климка Потапов, а где он //
(Сст. 30): Климко ныне живет, и про то ведают
они ж, Митрошка с товарыщи. А пущие-де
у них учители тому церковному расколу Ва-
ска Алексеев, да Митрошка Васильев,
да Климко Потапов. А призывали-
де они того сына ево, Евсейкова, для
церковного расколу к себе в домы свои,
и они-де сами раскольничают з женами
ныне
и з детьми, и живут-де они все в домех своих,
а в церковь Божию они не ходят. И при-
кащики их монастырские по наказом
в прежних годех и в нынешний великий по-
ст в церковь Божию по многие времена
приводили и они-де в церковь не ходят,
и антидор, и просвир четвероконечного
креста не принимают, и не тре-
бят, и троеперстным сложением
не крестятца. А отец духовной есть ль
хто у них или нет, того он, Евсейко,
не ведает. А приходят-де они для
богомолия в той же деревни в часовню, а
попы-де на них, раскольников, того не изве-
щают, для того что-де с них емлют //
(Сст. 31): себе скупы и поминки. Да Тудозерской волости
поп Михайло Дементьянов в прошлом во 19[…]-м
году по лету приходил к часовни в деревню Насо-
нову с просвирами, чтоб те крестьяне просвиры
принимали и требили. И о том он, поп, при-
кащиком Климентью Дмитрееву сыну Лобанову
с товарыщи объявил, и они, прикащики, тое
деревни жителей всех принуждали просвиры
принимать, и они, крестьяне, принимать просвир
не пошли и не приняли, учинились ослушны.
А про то-де он, поп, закащику или
в Новгород объявил ли, того он не ведает.
Да прежнего раскольника олончанина Марчка, что
сожжен в расколе на Олонце, жена ево Марч-
кова Овдотьица да со Свери реки деревни Осиновой избы
раскольник ж Пашко, а чей он сын, того он, Евсейко, сказать
не упомнит, живут у них же, Митрошки и Васки,
с товарыщи в домех. А Пашкова жена живет
в тое ж волости у хутынского ж крестьянина, у Мишки
Щокина. А как-де ево, Евсейков, сын Гаврилка к ним для
расколу приходил, и сносил к ним живота и денег на
десять рублев. А он-де, Евсейко, в нынешний великий
пост на исповеди у отца своего духовного у ильи-
нского попа у Михайлы Дементьянова был,
истых христовых тайн причащался, и антидор, и про-
свиры четвероконечного креста принимает, и тре-
бит, и троеперстным сложением крестит-
ца, и в церковь Божию ходит. А про иных церковных
раскольников, он ни про што не ведает. А что-де
Андрюшка Парфенов на него, Евсейка, кабалу вымучил в четырех
рублех, а за непоставку платить рожью, и то-де Ондрюшка впрямь вымучил,
а он, Евсейко, на него напрасно не затеял.
И с пыточного двора Евсейко отослан по преж-
нему в приказную избу за решетку, а
Андрюшка Парфенов на тюремной двор. //
(Сст. 29 об., 30 об.): Иванов //
(Сст. 30 об., 31 об.): диак Иван
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 47–48 об.
1689 г., июня 14. — Перепись имущества жителей Андомского погоста Олонецкого уезда Ефремки Михеева, Сидорки Осипова и Левки Романова, которые были высланы в г. Олонец по делу об уничтожении иконы Николая Чудотворца и имущество которых было переписано сотником олонецких стрельцов Никитой Ижориным в присутствии жителей того же погоста старосты Аверкия Афанасьева, Григория Власова, Степана Осипова и других (всего 34 имени).
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 47–48 об.
1689 г., июня 14. — Перепись имущества жителей Андомского погоста Олонецкого уезда Ефремки Михеева, Сидорки Осипова и Левки Романова, которые были высланы в г. Олонец по делу об уничтожении иконы Николая Чудотворца и имущество которых было переписано сотником олонецких стрельцов Никитой Ижориным в присутствии жителей того же погоста старосты Аверкия Афанасьева, Григория Власова, Степана Осипова и других (всего 34 имени).
197-го году июня в 15 день по указу великих государей
и по наказной памяти думного дворянина
и воеводе Ивана Богдановича Ловчикова
да дьяка Ивана Иванова велено олонецких
стрельцов сотнику Никите Ижорину
переписать животы Ефремка Михеева,
а переписав, запечатать и отдать беречь туто-
шним жителем до указу великих государей.
А по переписки живота у его, Ефремка, в ызбе
икона Николай чюдотворец, да в сенех
икона Софийя премудрость Божия, икона
Всемилостиваго Спаса плечной, икона Воскресенье
Христово, икона Разных чюдотворцов, икона Ни-
колай чюдотворец, икона Огненное восхождение
Илии пророка, икона Михайла Архангела, икона
Пресвятей Богородицы Николая Чюдотворца и инных
чюдотворцов, а все те иконы пядницы на кра-
сках. Да хоромного строенья изба, и сени, и клеть
с кровлею, хлевы, и дворовая связь с кровлями ж,
полевой анбар, и гумно с кровлями ж, поле насе-
яно рожью, другое ярью, ячменем и овсом,
в дворовой клети живота сукна сермяжного
чорного портище, пряжи суконной белой девять мотов,
платья шуба овчинная, да в полевом анбаре ржи
пять четвертей овса, восми четвертей скота, две ло-
шади, одна шерстью ворона, другая ржая, пять
коров дойных, четыре подтелка, трое овец.
Да у Сидорка Осипова по пере[пи]ски живота икона
Всемилостиваго Спаса, икона Умиление Пресвятей Богородицы,
икона Воскресенье Христово, икона Рожество Иисус Христово,
икона Николая чюдотворца, а все те иконы пядницы
на красках. Хоромного строения изба с сенми, и с клетью,
и з двором, и с хлевами, и гумно, анбар полевой с кровля-
ми, поле насеяно рожью, другое ячменем и овсом,
скота две лошади гнедые, четыре коровы дойных, два
подтелка, трое овец. Да у Левки Романова по пе-
реписки живота икон, икона Николая чюдот-
ворца, икона Флор и Лавер, две иконы Всеми-
лостиваго Спаса, две иконы разных чюдот-
ворцов, а те иконы пядницы на красках. Да хором-
[но]го строенья изба, и сени, и клеть, и двор, и хлевы, //
(Сст. 48): и гумно с кровлями, поле посеяно рожью, другое
ячменем и овсом. А у переписки были понятые
люди Андомского погоста староста Аверкий Афа-
насьев, Григорей Власов, Степан Осипов, Григорей
Игнатьев, Иван Кирилов, Тимофей Иванов, Герасим
Филипов, Ларион Дементьев, Федор Григорьев,
Ульян Федоров, Григорей Яковлев, Никифор Фе-
доров, Ларион Минин, Григорей Федоров, Аникей
Тимофеев, Григорей Иванов, Лука Степанов, Ники-
фор Прокопьев, Терентей Гордеев, Карпа Иванов, Андрей
Семенов, Григорей Гуляев, Федор Филатов, Матфей
Андреев, Иван Ефтефиев, Тит Карпов, Осип Яковлев,
Иван Петров,
Федор Арефьев, Федор Корнилов, Василей Тимофеев,
Федор Евдокимов, Кондрашко Емельянов, Дани-
ла Григорьев, Никита Васильев. Записал
земской дьячек Зотка Павлов. //
(Сст. 47 об.): Став.
К сей переписки земской дьячек
Микитка Васильев вместо старосты
Аверкия Афонасьева, Ивана Кирилова,
Григорья Власова, Григорья Яковлева по их
веленью руку приложил.
К сей переписки Микифорко Прокопьев,
у переписки были и вместо товары-
щев своих Григорья Иванова, Федора
Нестерова с товарыщы, кои в грамоты
не умеют, по их велению руку приложил. //
(Сст. 47 об., 48 об.): Став.
Андрюшка Семенов в понятых был и у пе-
реписки был же и руку приложил. //
(Сст. 48 об.): Ивашко Петров в понятых был и у переписки был же
и руку приложил.
Став.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 49–49 об.
1689 г., июня 15. — Расписка жителя Тудозерской волости Андомского погоста Олонецкого уезда Левки Михайлова, данная сотнику олонецких стрельцов Никите Ижорину, в том, что он принял под свой надзор имущество Сидорки Осипова, в том числе пять икон, избу с сенями и клетью, двор с хлевом, гумно, полевой амбар, скот и другое имущество по переписи и обязуется сохранить его.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 49–49 об.
1689 г., июня 15. — Расписка жителя Тудозерской волости Андомского погоста Олонецкого уезда Левки Михайлова, данная сотнику олонецких стрельцов Никите Ижорину, в том, что он принял под свой надзор имущество Сидорки Осипова, в том числе пять икон, избу с сенями и клетью, двор с хлевом, гумно, полевой амбар, скот и другое имущество по переписи и обязуется сохранить его.
197-го году июня в 15 день Андомского погоста Тудозерской
волости Левка Михайлов дал росписку олонецких стрельцов
сотнику Никиты Ижорину в том, что взял я за
свою сторожу и надсмотр жывоты Сидорка Осипова
по переписки пять икон пядницы на красках, хоромного
строенья изба, и с сеньми, и с клетью, и з двором, и с хлевами,
и гумно, анбар полевой с кровлями, поле посияно рожью,
другое ячменем и овсов, скота две лошади гнедые,
четыре коровы дойных, два подтелках трое овец.
И тот жывот беречь и надсматривать до указу великих
государей. В том росписку дал. Писал росписку земской
дьячек Микитка Васильев по ево Левки веленью. //
(Сст. 49 об.): Ста[в].
К сей росписки земской дьячек Зотка Павлов
вместо Левки Михайлова по его велению
руку приложил.
Став.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 52–52 об., 54–55 об.
1689 г., июля 27. — Расспросные речи жителей Андомского погоста Олонецкого уезда бывшего старосты Левки Романова и Сидорки Осипова, сказанные ими перед думным дворянином и олонецким воеводой И. Б. Ловчиковым и дьяком И. Ивановым по обвинению названных Левки и Сидорки жителем Тудозерской волости того же погоста Евсейкой Поцелуевым:
а) речи Левки Романова о получении им двух челобитных от посадского Ефремки Кошелева с жалобой на Сидорку Осипова;
б) его отказе принимать эти челобитные, так как Сидорка жил в старощении у Панфилки Петрова;
в) нападении названного Сидорки на дом Ефремки Кошелева и повреждении им иконы в доме;
г) получении Левкой челобитной от Ефремки о нападении на его дом;
д) примирении названных Сидорки и Ефремки в этом иске перед старостой Панфилкой Петровым;
е) речи Сидорки Осипова о том, что он не помнит того, как разбил икону в доме у Ефремки Кошелева, так как был пьян;
ж) принятии им наказания от старосты Панфилки Петрова за повреждение иконы.
Здесь же:
1689 г., июля 16. — Помета с приговором думного дворянина и олонецкого воеводы И. Б. Ловчикова и повелением выслать бывшего старосту Андомского погоста Олонецкого уезда Панфилку Петрова и посадского Гришку Кирилова в г. Олонец для расспроса, а также об освобождении Левки Романова. // Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 55.
Здесь же:
1689 г., июля 16. — Запись об отсылке наказной памяти на имя пушкаря Андрюшки Харламова с повелением привести Панфилку Петрова и Гришку Кирилова в г. Олонец // Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 55.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 52–52 об., 54–55 об.
1689 г., июля 27. — Расспросные речи жителей Андомского погоста Олонецкого уезда бывшего старосты Левки Романова и Сидорки Осипова, сказанные ими перед думным дворянином и олонецким воеводой И. Б. Ловчиковым и дьяком И. Ивановым по обвинению названных Левки и Сидорки жителем Тудозерской волости того же погоста Евсейкой Поцелуевым:
а) речи Левки Романова о получении им двух челобитных от посадского Ефремки Кошелева с жалобой на Сидорку Осипова;
б) его отказе принимать эти челобитные, так как Сидорка жил в старощении у Панфилки Петрова;
в) нападении названного Сидорки на дом Ефремки Кошелева и повреждении им иконы в доме;
г) получении Левкой челобитной от Ефремки о нападении на его дом;
д) примирении названных Сидорки и Ефремки в этом иске перед старостой Панфилкой Петровым;
е) речи Сидорки Осипова о том, что он не помнит того, как разбил икону в доме у Ефремки Кошелева, так как был пьян;
ж) принятии им наказания от старосты Панфилки Петрова за повреждение иконы.
Здесь же:
1689 г., июля 16. — Помета с приговором думного дворянина и олонецкого воеводы И. Б. Ловчикова и повелением выслать бывшего старосту Андомского погоста Олонецкого уезда Панфилку Петрова и посадского Гришку Кирилова в г. Олонец для расспроса, а также об освобождении Левки Романова. // Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 55.
Здесь же:
1689 г., июля 16. — Запись об отсылке наказной памяти на имя пушкаря Андрюшки Харламова с повелением привести Панфилку Петрова и Гришку Кирилова в г. Олонец // Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 55.
197-го году июня в 27 день на Олонце в приказной избе
перед думным дворянином и воеводою перед Иваном
Богдановичем Ловчиковым да перед дьяком
Иваном Ивановым Андомского погоста прошлых
лет староста Левка Романов против словесного
изветного челобитья Дудозерской волости
Евсейка Поцелуева роспрашиван.
А в роспросе он, Левка, сказал, в прошлых годех Андомского
погоста Тудозерской волости посацкой человек
Ефремко Кошелев ему, Левке, челобитную
на Сидорка Осипова в бою и в грабеже подавал,
и он-де, Левка, ему челобитчику, Ефремку, в том
отказал. А сказал, что-де он, Сидорко, не у него, Ле-
вки, в старощенье, а был-де он, Сидорко, в то время
в старощенье у Памфилка Петрова. И после-де того
немного спустя тот же Ефремко подал ему,
Левки, на того ж Сидорка челобитную, и ту
челобитную положил к роспросным речем. А на образ
Николая чюдотворца каменьем и поленьем он, Сид[о]-
рко, метал ли, и тое икону расколол ли, и в том они,
Ефремко и Сидорко, меж собою мирились ли, того он, Левка,
не ведает. И челобитья от Ефремка Кошелева в том
на него, Сидорка, он, Левка, не слыхал и челобитной
ему не подаивал. А ведает-де про то староста Пам-
филко Петров, потому что он, Сидорко, был в старощенье
у него Памфилка. …жил. //
(Сст. 54): Да того ж числа Ефремко Кошелев в роспросе сказал,
в прошлых-де годех, а в котором месяце и числе, того
он сказать не упомнит, в Тудозерской волости по вес-
не пришед к нему, Ефремку, в дом той же Тудо-
зерской волости Сидорко Осипов и стал ево, Ефремка,
бранить всячески. И он-де, Ефремко, ево, Сидорка,
з дому своего выслал, и он-де, Сидорко, на дом
ево, Ефремков, находил и поленьем, и каменьем
по окнам метал, и пришод на крилцо колом
в окошко бросил, и у образа Николая чюдотворца
краски отшиб. И в том он, Ефремко, на него, Сидорка,
бил челом, а челобитную подавал старосты Пам-
филку Петрову, а другую изветную челоби-
тную подал старосте ж Левке Романову. А о ра-
сколе образа в той челобитной было ль написано или
нет, того ныне он, Ефремко, сказать не упомнит.
И в том иску они, Ефремко и Сидорко, помирились.
А у того миру был староста Памфилко Петров да по-
сацкой человек Гришка Кирилов. А роспрашивал ли
он, Сидорко, у него, старосты, был или нет, того он,
Ефремко, не ведает. А на словах старосты
Левки Романову он, Ефремко, про то, что он,
Сидорко, у образа Николая чюдотворца краски
отбил сказывал. …жил.
А Сидорко Осипов в роспросе сказал, в прошлых-де
годех, а в котором году, и месяце, и числе, того он, //
(Сст. 55): Сидорко, сказать не упомнит, посацкой человек Ефре-
мко Кошелев, призвав ево, Сидорка, в гозти,
и напоил допьяна, а образ Николая
чюдотворца у него, Ефремка, в сенех раско-
лол ли или нет, того он, Сидорко, не упомнит,
потому что в то время был пьян, только-де
он, Сидорко, в то время был связан, а свя-
зал-де ево, Сидорка, сын ево, Ефремков,
Сергушка. И сказали ему, Сидорку, что-де свя-
зан он за то, что бутто он, Сидорко, у него,
Ефремка, образ Николая чюдотворца ра-
сколол. И за то ему, Сидорку, староста Пам-
филко Петров наказанье учинил, бил ба-
тоги. А роспросные речи у него, старосты
Памфилка, и челобитная ево, Ефремкова,
есть ли и на Олонец о том писал ли, того он,
Сидорко, не ведает. …приложил.
197-го июля в 16 день по указу великих
государей, слушав роспросных речей Ефремко
Кошелева да Сидорка Осипова, приказал
для подлинного розыску взять на Олонец
старосту Памфилка Петрова да поса-
цкого человека Гришку Кирилова, а Ле-
вку свободить.
Того ж числа послана память к пушкарю к Андрю-
шки Харламову, велено привесть их на Олонец
с собою вместе на их подводах. //
(Сст. 52 об.): К сим роспросным речем вместо Левки
Романова по ево веленью Тимошка Балашев
руку прило… //
(Сст. 52 об., 53 об.): …нов //
(Сст. 53 об., 54 об.): …к //
(Сст. 54 об.): К сим роспросным речем вместо Ефремка Кошелева
по ево веленью площадной подьячей Антипко
Семенов руку прило… //
(Сст. 54 об., 55 об.): Ива…
К сим роспросным речем вместо
Сидорки Осипова по ево веленью площад-
ной Гришка Яковлев руку…
(Сст. 55 об., 56 об.): …нов
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 69–69а об.
1689 г., июля 12. — Подорожная грамота думного дворянина и олонецкого воеводы И. Б. Ловчикова, отпущенная на имя стрельца Ерошки Ермолина, с повелением давать ему подводы для проезда от г. Олонца до Великого Новгорода. Черновик.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 69–69а об.
1689 г., июля 12. — Подорожная грамота думного дворянина и олонецкого воеводы И. Б. Ловчикова, отпущенная на имя стрельца Ерошки Ермолина, с повелением давать ему подводы для проезда от г. Олонца до Великого Новгорода. Черновик.
По указу великих государей царей и великих
князей Иоанна Алексеевича, Петра
Алексеевича и великие государыни благоверны[е]
царевны и великие княжны Софии Алексее-
вны всеа Великия и Малыя и Белыя
Росии самодержцев от Олонца
по дороге до Пашского яму и до
Ладоги и до Великого Новагоро-
да по ямом ямщиком, а где
ямов нет, всем людем
без омены чей кто ни буди, чтоб
есте давали олонецкому стрельцу
Ерошке Ермолину подводу с сед-
лом и с проводником везде, не из-
держав ни часу, без прогонов. Послан
стрелец,
он, в Великий Новгород к преосвященному
Корнилию митрополиту Великого Нов[о]-
града и Великих Лук с отписками.
А из Великого Новагорода назад на Олоне-
ц. Учинять ему, стрельцу, о подводе //
(Сст. 69а): по указу великих государей (п) бо-
ярин и воевода князь Петр
Семенович Прозоровской с то-
варыщи. К сей подорожной
думной дворянин и воево-
да (и) печать свою приложил.
Лета 7197-го июля в 12 день. //
(Сст. 69 об., 69 а об.): Иванов.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 103–103 об.
1689 г., сентября 18. — Приемная расписка сотника олонецких стрельцов Никиты Ижорина о получении им из казны пороха, фителей, мушкетных пулек и бандалеров с перевязями для отряда стрельцов, направленных в Тудозерскую волость Андомского погоста Олонецкого уезда для сыска и задержания раскольников.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 103–103 об.
1689 г., сентября 18. — Приемная расписка сотника олонецких стрельцов Никиты Ижорина о получении им из казны пороха, фителей, мушкетных пулек и бандалеров с перевязями для отряда стрельцов, направленных в Тудозерскую волость Андомского погоста Олонецкого уезда для сыска и задержания раскольников.
198-го году сентября в 18 день по указу великих
государей и по приказу думного дворянина и воево-
ды Ивана Богдановича Ловчикова да дьяка
Ивана Иванова олонецких стрельцов
сотник Никита Ижорин принял
на Олонце из казны великих государей пороху
пуд, фителю семь фунтов, пулек
мушкетных пятьсот весом тритцать
девять фунтов, двенатцатеры банделеры
с перевязми. А тот порох и свинец взят
под раскольнической стан в Андомской пого-
ст в Тудозерскую волость. В том
и приемную росписку дал. А росписку
писал сотенной Флорко Филипов. //
(Сст. 103 об.): К сей росписки сотник стрелецкой Никит[а]
Ижорин руку приложил.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 141–141 об.
1689 г., октября 20. — Выбор посадского Семена Терентиева Дьякова из Вытегорского погоста Олонецкого уезда, избранного для оценки и продажи имущества Васки Алексеева и других раскольников Тудозерской волости Андомского погоста того же уезда.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 141–141 об.
1689 г., октября 20. — Выбор посадского Семена Терентиева Дьякова из Вытегорского погоста Олонецкого уезда, избранного для оценки и продажи имущества Васки Алексеева и других раскольников Тудозерской волости Андомского погоста того же уезда.
198-го году октября в 20 день по указу великих государей
и по наказной памяти думного дворянина и воеводы
Ивана Богдановича Ловчикова да дьяка Ивана Иванова
велено выбрать из посаду из первой статьи человека
добра, душею пряма, кому б верить мочно для
оценки и продажи[1] раскольнических животов Андом-
ского погоста Тудозерской волости Васки
Алексеева с товарыщи. И земской староста
Гаврила Васильев да посацкие люди Евтроп
Кирилов сын Чюсов, Дмитри[й] Михайлов сын Шаров,
Григорей Иванов сын Гуттоев, Сидор Анти-
пов сын Зубов, Панфил Иванов сын Чянжин, Петр Самылов
с товарыщи выбрали ис посаду посацкого
человека с Вытегры Семена Терентиева Дьякова. И ему быть по сему
выбору у продажи раскольнических животов
и продавать по указу великих государей как
ему указано будет и в памяти написано.
А выбор писал по старостину и посацких
людей веленью Ивашко Васильев. //
(Сст. 141 об.): Взять к делу и послать память.
К сему выбору земской староста Гаврилка Васильев
руку приложил.
Андрюшка Кухно[в] руку приложил.
К сему выбору Ивашко Фадеев и вместо Емельяна Лари-
онова, да Марка Потапова, Кирилы Артемьева по их велень-
ю руку приложил. Конашко Михайлов руку приложил.
К сему выбору Ефтропко Чюсов руку прило-
жил и вместо Сидора Зубова по его
веленью я ж, Ефтропко, руку приложил.
К сему выбору посацкой человек Максимко Ани-
киев и вместо посацких людей Дмитрия Михай-
лова, Григорья Хуттуева, Сидора Антипова,
Мины Исакова, Арефы Потапова, Панфи-
ла Чянжина, Петра Самилина по их веленью
руку приложил.
[1] В ркп.: прожади.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 158–158 об.
1689 г., ноября 5. — Записка об отказе стряпчего Хутынского монастыря Ефима Тимофеева исполнить повеления наказной памяти олонецкого воеводы и разрешить олонецкому посадскому Семену Дьякову оценку и продажу имущества погибших раскольников, крестьян вотчины названного монастыря, чему свидетелями стали жители Андомского погоста староста Аверкий Афанасьев, посадские Филип Иванов, Панкрат Яковлев и другие (всего 6 имен) и крестьяне Панфил Петров, Иван Потапов и другие (всего 12 имен).
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 158–158 об.
1689 г., ноября 5. — Записка об отказе стряпчего Хутынского монастыря Ефима Тимофеева исполнить повеления наказной памяти олонецкого воеводы и разрешить олонецкому посадскому Семену Дьякову оценку и продажу имущества погибших раскольников, крестьян вотчины названного монастыря, чему свидетелями стали жители Андомского погоста староста Аверкий Афанасьев, посадские Филип Иванов, Панкрат Яковлев и другие (всего 6 имен) и крестьяне Панфил Петров, Иван Потапов и другие (всего 12 имен).
198-го году ноября в 5 день по указу великих
государей и по наказной памяти думного дво-
рянина и воеводе Ивана Богдановича Ловчи-
кова да дьяка Ивана Иванова велено
олонецкому посацкому человеку Семену Дья-
кову с понятыми людми оценить в Тудо-
зерской волости в деревни Насоновской расколь-
ников Васки Алексеева с товарыщи
животы и, отценя, продать, а лошадей на-
перед продаже животов отослать в город
на Олонец. И он, Семен, с понятыми людьми
приехав в тое деревню Насоновскую для
оценки животов раскольничьих, и Футы-
ня монастыря стряпчей Ефим Тимо-
феев, выслушав великих государей указ
и наказную память, и лошадей к олонецкому
отпуску и животов раскольничьих против
по оценки
росписи к нему, Семену, не дал, во всем
отказал. А у записки понятые люди были
Андомского погоста староста Аверкий
Афанасьев да посацкие люди Филип Ива-
нов, Панкрат Яковлев, Архип Михайлов, Ефрем
Михеев, Федор Фомин, Иван Парамонов, да во-
лостные люди Панфил Петров, Иван Потапов, Леон-
тей Романов, Кондратей Лвов, Тарас Иванов,
Сидор Осипов, Трифон Иванов, Корнил Яковлев,
Михайла Федоров, Ефим Лукин, Трофим Фе-
доров, Иван Иванов. Записал земской
дьячек Зотка Павлов. //
(Сст. 158 об.): Став.
К сей записки земской дьячек Андомского погоста
Микитка Васильев вместо старосты
Аверкия Афонасьева и понятой посацких
и мирских людей, которые грамоте не име-
ют, Филипа Иванова, Ефрема Михеева
с товарыщы по их веленью руку приложил.
К сей записки Панкратко Якимов у запизки был
и руку приложил.
Кондрашко Лвов у записки был
и руку приложил.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 160–160 об.
1689 г., ноября 22. — Ценовная запись (оценная запись), составленная земским старостой Гаврилой Васильевым, который в присутствии посадских Федки Гуттуева и Арефки Потапова оценил двух лошадей, ранее принадлежавших погибшему раскольнику Пашке Григорьеву.
Здесь же:
Запись о продаже лошадей протопопу Льву Иванову и попу Степану Евдокимову и взятии с них денег // Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 160.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 160–160 об.
1689 г., ноября 22. — Ценовная запись (оценная запись), составленная земским старостой Гаврилой Васильевым, который в присутствии посадских Федки Гуттуева и Арефки Потапова оценил двух лошадей, ранее принадлежавших погибшему раскольнику Пашке Григорьеву.
Здесь же:
Запись о продаже лошадей протопопу Льву Иванову и попу Степану Евдокимову и взятии с них денег // Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 160.
198-го году ноября в 22 день по указу великих государей
и по наказной памяти думного дворянина
и воеводы Ивана Богдановича Ловчикова
да дьяка Ивана Иванова велено олонецкому
земскому старосты Гаврилы Васильеву
с посацкими людьми две лошади
церковных раскольников, которые згоре-
ли в Андомском погосте в Тудозерской во-
лости, оценить прямою настоящею
ценою. И олонецкой земской староста Гаври-
ла Васильев, взяв с собою посацких людей Фед-
ку Гуттуева, Арефку Потапова, те лоша-
ди оценили. А по оценки конь шерстью бурой
стоен полтыны, а кобылица шерстью каря-
стой на тринатцать алтын две денги. А оцен-
ную писал Ивашко Васильев. …л.
Против сей ценовной кобыла продана протопопу Лву, а мерин
попу Степану Евдокимову. Денги взяты против оценки. //
(Сст. 160 об.): Взять к делу и продать из натдачи.
К сей оценной земской староста Гаврилка Васильев
и вместо посацкого человека Арефы Потапова
руку приложи…
Фетка Иванов руку приложил.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 161–162 об.
1689 г., ноября 22. — Явочная челобитная жителя деревни Насоновская Тудозерской волости Андомского погоста крестьянина вотчины Хутынского монастыря Афтамонки Петрова с доносом на стряпчего того же монастыря Ефима Тимофеева, который:
а) принял большие «скупы» и «посулы» у раскольников, монастырских крестьян той же волости Васки Алексеева и других;
б) способствовал побегу названных раскольников от поповского старосты Асона Стефанова, подьячего Софийского дома Якова Лукина и недельщика Михайлы Якимова и бунту раскольников в церкви Пророка Ильи;
в) принимает большие «посулы» деньгами и вином от иных раскольников, которые остались в живых после смерти названного Васки;
г) не выдал сотнику олонецких стрельцов Никите Ижорину имущество погибших раскольников, назвав лишь третью часть от всего их имущества;
д) подделал ключи от домов погибших раскольников и сам осмотрел их клети после отъезда стрельцов из волости;
е) напал на челобитчика, избил его и ограбил, а затем подал ложную челобитную с жалобой на него.
Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 98. Карт. 15. Д. 8. Сст. 161–162 об.
1689 г., ноября 22. — Явочная челобитная жителя деревни Насоновская Тудозерской волости Андомского погоста крестьянина вотчины Хутынского монастыря Афтамонки Петрова с доносом на стряпчего того же монастыря Ефима Тимофеева, который:
а) принял большие «скупы» и «посулы» у раскольников, монастырских крестьян той же волости Васки Алексеева и других;
б) способствовал побегу названных раскольников от поповского старосты Асона Стефанова, подьячего Софийского дома Якова Лукина и недельщика Михайлы Якимова и бунту раскольников в церкви Пророка Ильи;
в) принимает большие «посулы» деньгами и вином от иных раскольников, которые остались в живых после смерти названного Васки;
г) не выдал сотнику олонецких стрельцов Никите Ижорину имущество погибших раскольников, назвав лишь третью часть от всего их имущества;
д) подделал ключи от домов погибших раскольников и сам осмотрел их клети после отъезда стрельцов из волости;
е) напал на челобитчика, избил его и ограбил, а затем подал ложную челобитную с жалобой на него.
Великим государем царем и великим князем Иоанну
Алексеевичю, Петру Алексеевичю и великой государыне благо-
верной царевне и великой княжне Софии Алексеевне всеа
Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем
бьет челом и являет бедной сирота Андомского пого-
ста Тудозерския волости деревни Насоновския Хутыня
монастыря
крестьянишко Афтамонко Петров Хутыня же
монастыря на стрябчего, на Ефима Тимофиева сына,
с советники. В нынешнем во 198-м год[у] сентября в <…> день
приезжали к нам в Тудозерскую волость в деревню
Насоновскую по указу великого господина преосвященнаго
Корнилия митрополита Великого Новаграда и Великих
лук Водлозерского стану поповской староста Вытегор-
ского погоста покровской поп Ассон Стефанов, да Софей-
ского дому из Розряду подьячей Яков Лукин, да недельщик
Михайло Якимов для церковных раскольников Васки Алексее[ва]
с товарыщы, что приводить их, Васку с товарыщи, к ан-
тидору Пресвятыя Богородицы, а он стрябчей, забыв страх
Божей, с раскольником Васкою, зговорясь преже приводу,
взял с них скупы большие, что ему, Васки с това-
рыщи, антидору Пресвятыя Богородицы не требить.
А от поповского старосты Ассона Стефанова,
и от подьячего Якова Лукина, да от недельщика Михайлы
Якимова збежать, и он, церковной раскольник Васка, с то-
стрябчего,
варыщи, обнадеясь на ево, Евфима Тимофиева, давши
ему, стряпчему, посул большой, отбилсе, учинил
бунт большой и раскол великой в церкви Святаго
пророка Илии. И после того он, Васка, с товарыщи згорел,
а которые ево, Васкины, советники от пожару оста-
лись, и те люди, боясь ево, стрябчево, по тому же посулы
давают большие, денги и вино ему носят, а раскольнит-
цкие жены Васки да Федки Алексеевых денги и по-
лотна ему давают. Да он же, стрябчей, по совету с Ти-
хоном Трофимовым, облыгая, великих
государей олонецких стрельцов сотнику Никите Ижорину
и посацким людем того раскольницкого хлеба
и роговые скотины коров, и овец, и сена не сказали,
всего треть сказали, а две доли затаили. А по роскольщи-
цким клитем он, стрябчей, ево, сотника и по[го]ских
людей не водил и животов им не показывал, //
(Сст. 162): а опосле того сотника Никиты Ижорина в те клити ра-
скольницкие замкам ключи подделывал, в клити
ходил, живот осматривал. А меня, бедного сироту, он,
стрябчей, в нынешнем во 198-му году октября в 28 день,
будучи в Верховском конце на погосте у Пятницы,
бил до великого увечья. И я, сирота, бежачись от его, стряб-
чего, обронил ли или он, стрябчей, оборвал у меня, си-
роты, денех с чересом пятнатцать рублев. И свер-
х того он, стрябчей, составляет на меня, сироту,
всякие напрасные составныя дела. Милосердые
великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич,
Петр Алексеевич и великая государыня благоверная
царевна и великая княжна София Алексеевна всеа
Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, по-
жалуйте меня, бедного сироту, велите, вели-
кие государи, сие мое явочное челобитье принять
и записать, чтоб мне, сироте, для ево, стрябчево,
плутовства вконец не погинуть и деревенского
участка не отбыть. Великие государи, смилуйтеся, пожа-
луйте. //
(Сст. 161 об.): 198-го ноября в 22 день по указу великих
государей, слушав сей челобитной, думно[й]
дворянин и воевода Иван Богдано-
вич Ловчиков приказал записа[ть]
в книгу.
198-го году октября в 3 день Тудозер[ской во]-
лости Иль[ин]ской поп Михайло Фомин [Демен]-
тиянов и явку прочел, и подписал.
198-го году октября в 3 день подал явку Тудоз[ер]-
ской волости Футыня монастыря крестьянин деревни
Насоновской Автамонко Петров приказном[у]
старосты Ивану Потапову и по ево веленью
подписал дьячек Давыдко Иванов Вашк[алов].
Кондрашко Лвов извет слышел и ру-
ку приложил. //
(Сст. 161 об., 162 об.): К сей явочной челобитной вместо Автамош-
ка Петрова по его веленью Созонко Стефано[в]
руку приложил.
Перейти к третьей части практикума «Памятники деловой письменности XVII в».