Задание по практикуму №1.
Постарайтесь самостоятельно прочитать текст рукописи, а затем проверьте себя, открыв подсказку.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон. 2. Д. 47. Л. 1. Подлинник.
1600 г. марта 8. — Отпись дьяка Дмитрия Алябьева слуге Успенского Тихвинского монастыря Прозору Иванову в получении оброка и пошлин за 1599/1600 г. с рыбной ловли тони Шишковой на реке Волхов в Ладожском присуде Водской пятины Новгородского уезда.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон. 2. Д. 47. Л. 1. Подлинник.
1600 г. марта 8. — Отпись дьяка Дмитрия Алябьева слуге Успенского Тихвинского монастыря Прозору Иванову в получении оброка и пошлин за 1599/1600 г. с рыбной ловли тони Шишковой на реке Волхов в Ладожском присуде Водской пятины Новгородского уезда.
Лета 7108 марта в 8 день в государеву царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии казну дияк Дмитрей Алябьев взял с ладожских тонь с рыбной ловли с трех чети тони Шишковы, которая дана на оброк по государеве грамоте за приписью дияка Ондрея Щелкалова Тихфина монастыря игумену Иосифу з братьею в Вотцкой пятине в Ладожском присуде на Волхове, что бывала на оброке за ладожскими за посадцкими людьми за Петрушкою за Ветошником с товарыщи, на нынешней сто осмой год оброку четыре рубли с полтиною, пошлин семь алтын три денги, с рубля по десяти денег, пошлин же со всех денег полпяты денги, с рубля по денге, и обоего оброку и пошлин четыре рубли и дватцать четыре алтына полшесты денги. Да тое же тони Шишковы с четвертые чети по государеве грамоте за приписью дияка Смирного Васильева и по отдельным книгам Падоры Ласунского Тихфина монастыря на игумене Иосифе з братьею оброку полтора рубли, пошлин два алтына три денги, с рубля по десяти денег, пошлин же полторы денги, с рубля по денге, и обоего оброку и пошлин рубль девятнатцать алтын полтретьи денги. И всего с тое тони оброку и пошлин шесть рублев и одиннатцать алтын. Платил денги того же монастыря слушка Прозор Иванов.
На л. 1 припись дьяка: Дияк Дмитрей Алябьев.
На л. 1 об. справа подьячего: Правил подьячей Первоев Карпов.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 32. Л. 1‒2. Подлинник.
1626 г. января 18. — Отступная запись Алексея Дементьева сына Баскакова игумену Успенского Тихвинского монастыря Вассиану с братией на беглого крестьянина Кручину Дементьева с семьей с условием, что имена родителей Алексея — Дементия и Марию Баскаковых — запишут в Синодик и будут поминать на литии.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 32. Л. 1‒2. Подлинник.
1626 г. января 18. — Отступная запись Алексея Дементьева сына Баскакова игумену Успенского Тихвинского монастыря Вассиану с братией на беглого крестьянина Кручину Дементьева с семьей с условием, что имена родителей Алексея — Дементия и Марию Баскаковых — запишут в Синодик и будут поминать на литии.
Се яз, Олексей Дементиев сын Баскаков, что бил я челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии Пречистые Богородицы Тихвина монастыря на слугу на Степана Матфеева сына Мачехина в своем в отбойном крестьянине в Кручинке Дементиеве сыне з женою егоАнусьицею Игнатьевой дочерью и с его детми в сынех его Данилке да в другом в Ортюшке. И я, Олексей, не ходя на суд, с тем слугою с Степаном Матфеевым сыном Мачехина полюбовно в том крестьянине Кручинке и с его женою и з детми помирилися. Того яз крестьянина Кручинку и с его женою Анусьицею и з детми, з Данилкой и с Ортюшкою, в дом Пречистые Богородицы в Тифинской монастырь игумену Васьяну з братьею, или хто по нем в том Тифинском монастыре игумен и братья будут, поступился. И впредь мне, Олексею, о том своем крестьянине Кручинке, и о его жене, и о детех Тифина монастыря на игумена Васьяна, и на братью, и на слуг государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и государевым бояром не бити челом никоторыми мерами. И после меня детем моим, ни роду моему, ни племяни в того моего отданого крестьянина в Кручинку Дементиева, и в его жену Онусьицу, и в детей, в Данилку и в Ортюшку, Тифина монастыря у игумена Васьяна и у братьи не вступатьца ни в чем, и кабал и записей, и иных никоторых крепостей у меня, Олексея, и у детей моих никаких на того Кручинку, и на его жену, и на детей нет. А написал есми яз, Олексей, у Пречистые Богородицы в Тифинском монастыре за того своего крестьянина за Кручинку, и за жену его, и за детей отца своего Дементия и матушку Марью в литею и в Сенаник. И им, игумену Васьяну з братьею, отца моего и матушку поминати. А тем крестьянином Кручинкою, и с его женою, и з детми владети. А будет я, Олексей, или дети мои, или род и племя учнем впред у Пречистые Богородицы Тифина монастыря в того отданого моего крестьянина Кручинку, и в его жену, и в детей вступаться и Пречистые Богородицы Тифина монастыря на игумена Васьяна, и на братью, и на слуг государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и государевым бояром и дияком бити челом. И Тифина монастыря //
(л. 2) игумену Васьяну з братьею взяти на мне, Олексеи, денег пятьдесят рублев по сей записи. А тем им крестьянином и впред владети безотдачно. А на послуси земской дияк Михайла Назарьев да флоровской диякон Исак Михайло да Фалелей Фомин.
А запись писал преображенский диячек Тихвинского посаду Трешка Григорьев лета 7134-го году генваря в 18 день.
На л. 1 об.‒2 об. рукоприкладные записи: К сей записи по челобитью Алексея Деменьтиева сына Баскакова вместо его Ерославля Подольсково соборной поп Иван руку приложил.
К сей записи по челобитью Алексея Дементьева сына Баскакова вместо его Белозерского уезда Судцкие волости воскресенской поп Иванище Яковлев руку приложил.
В послусех Михайло руку приложил.
К сей записе по челобитью Алексея Бистькакова вместо его … архангельского попа Маноила сын Баженко руку приложил.
// (л. 2 об.) Послух дьяконище Исакище и руку приложыл.
В послусех Фалька и руку приложил.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 35. Л. 1. Подлинник.
1627 г. марта 20. — Отпись людей помещика Андрея Степановича Чепчугова Трофима Васильева сына с товарищами келарю Успенского Тихвинского монастыря Геронтию с братией в приеме беглых крестьян Якова Иванова сына с братьями и Мартемьяна Гордеева с семьями и имуществом.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 35. Л. 1. Подлинник.
1627 г. марта 20. — Отпись людей помещика Андрея Степановича Чепчугова Трофима Васильева сына с товарищами келарю Успенского Тихвинского монастыря Геронтию с братией в приеме беглых крестьян Якова Иванова сына с братьями и Мартемьяна Гордеева с семьями и имуществом.
Се яз, Трофим Васильев сын, Ондреев человек Степановичя Чепчюгова, яз, Илья Семенов сын Мисюрев, да яз, Иван Оверкеев сын Рудаков, Андреевы же крестьяня Степановичя Чепчюгова, взяли есми у Пречистые Богородицы Тихвина монастыря у келаря у старца Горонтья и у всей братье государя своего Ондрея Степановичя беглых крестьян Якова, да Ивана, да Ерофея Ивановых детей да Мартемьяна Гордеева ж женами и з детьми и со всеми их животы. И впред государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии государю нашему Ондрею Степановичю и его людем о тех крестьянех и о их животах, и о убытках и волокиде Пречистые Богородицы Тихвина монастыря на игумена, и на братью, и на слуг, и на их крестьян не бить челом и убытка и волокиды не учинить никоторого. А будет государь наш Ондрей Степанович или его люди о тех крестьянех и о их крестьянских животах, и о убытках и о волокиде учнут государю бити челом, и что им учинитца ф том убытка и волокиды, и нашему государю и его людем те им убытки и волокида подняти по сей отписи. Ф том им отпись дали.
А на то послуси Федор Неверов сын Забелин.
А отпись писал земской диячек Михалка Сахаров лета 7135-го марта в 20 день.
На л. 1 об. рукоприкладные записи: Послух Федор Забелин и руку приложыл.
К сей отписи Ондреев человек Степановичя Чепчюгова Трофим Васильев сын государю своего крестьян взял и руку приложил.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 36. Л. 1. Подлинник.
1627 г. ноября 6. — Поручная запись тихвинских посадских людей Гаврилы Матфеева сына Соснинского с товарищами слуге Успенского Тихвинского монастыря Василию Семёнову сыну за Степана Гаврилова сына Соснинского, порядившегося в монастырские крестьяне.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 36. Л. 1. Подлинник.
1627 г. ноября 6. — Поручная запись тихвинских посадских людей Гаврилы Матфеева сына Соснинского с товарищами слуге Успенского Тихвинского монастыря Василию Семёнову сыну за Степана Гаврилова сына Соснинского, порядившегося в монастырские крестьяне.
Се яз, Гаврила Матфеев сын Соснинской, да яз, Яков Петров сын, прозвище Дед, укладной кузнец, да яз, Иван Викулов сын, да яз, Михайло Иванов сын Семиков, да яз, Ларион Иванов сын, трое нас росковные кузнецы, да яз, Василей Созонов фроловской пономарь. Все мы Пречистые Богородицы Тихвина монастыря посадцкие жильцы, выручили есми того же монастыря у слуги у Василья Семенова сына того же монастыря крестьянина Степанка Гаврилова сына Соснинского в том, что жити ему, Степанку, во крестьянех за нашею порукою за монастырем Пречистые Богородицы Тихфина монастыря и тягло и подати в монастырь всякие ему по окладу двати, с чего его в окладе положат крестьяне. А не учнет он, Степанко, за тою нашею порукою за тем монастырем во крестьянех жити и монастырского тяга и податей в монастырь платити, с чего он положен, и на нас, порущиках, игумена Вастьяна и з братьею монастырьская пеня, и монастырьское тягло, и всякие монастырьские подати, с чего он, Степанко, в тягле был. И хто нас, порущиков, в лицех, на том и порука. А нам, порущиком, меж собя самим ведатца.
А на то послух фроловъской дьячек Игнатей Патракиев сын.
А запись писал тоя же церкви дьячек дьякон Исакище Михайлов сын лета 7136-го месяца ноября в шестый день.
На л. 1 об. рукоприкладная запись: Послух Игнашка руку приложил.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 47. Л. 1. Подлинник.
1629 г. апреля 20. — Порядная запись бывшего крестьянина деревни Кимболский Остров Кивруского (Кирьяжского, Куркиёкского ?) погоста Корельского уезда Андрея Иванова сына игумену Успенского Тихвинского монастыря Вассиану с братией в крестьяне на жилой участок в деревне Теплухино Пречистенского Тихвинского погоста Обонежской пятины Новгородского уезда.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 47. Л. 1. Подлинник.
1629 г. апреля 20. — Порядная запись бывшего крестьянина деревни Кимболский Остров Кивруского (Кирьяжского, Куркиёкского ?) погоста Корельского уезда Андрея Иванова сына игумену Успенского Тихвинского монастыря Вассиану с братией в крестьяне на жилой участок в деревне Теплухино Пречистенского Тихвинского погоста Обонежской пятины Новгородского уезда.
Се яз, Ондрей Иванов сын, Корелского уезду Киврудского погоста з деревни с Кимбольского Острова порядился есми у Пречистые Богородицы Тифина монастыря у игумена Васьяна з братьею. Жити мне, Ондрею, у Пречистые Богородицы у игумена Васьяна з братьею в вотчину во крестьяне в Тифинской погост в деревню на Теплухино на жилой участок на осмину обжи. И живучи мне, Андрею, у Пречистые Богородицы в той деревни, с своими суседы участки все розделити земля и угодья все черно и бело по приказу игумена Васьяна з братьею. И хоромы мне, Ондрею, поставити на своем участки таковы же, как у прочих сусед поставлены. А лготы мне игумен Васьян з братьею пожаловал на два годы с нынешнего со ста тритцать седмаго году с Егорьева дни вешнего да по сто тритцать девятой год по Егорьев же день. И те мне два годы государева тягла с своего участка никоторых государевых податей не платити, и монастырския страды не страдати, и крестьянского дела ничево не делати. А как минут лготные два годы, и мне, Ондрею, у Пречистые Богородицы Тифина монастыря у игумена Васьяна и у всей братье жити в послушании как прочим крестьяном. И живучи мне, Ондрею, государево тягло тянути и монастырское всякое зделье делати, и страда монастырьская всякая со крестьяны страдати, что игумен Васьян з братьею прикажет. А подмоги я, Ондрей, у Пречистые Богородицы Тифина монастыря у игумена Васьяна з братьею взял из монастырские казны на лошади, и на коровы, и на дворовое строенье денег десять рублев московскую. Да я же, Ондрей, взял из монастырьския житницы хлеба всякого ржи, и пшеницы, и ячмени, и овса десять четвертей в монастырскую меру. И живучи мне, Ондрею, на деревни воровства никоторого у себя и питья продажного не держати. А не учну я, Ондрей, 1-у Пречистые-1 Богородицы Тифина монастыря у игумена Васьяна з братьею в деревни на Теплухине на своем участки по своему приговору жити, или хором не поставлю таковых же, каковы у сусед поставлены, или учну где на стороне во крестьяне рядитца, или в ыную монастырьшину, или в бояршину пойду в ыную за кого-ни буди жити, и Пречистые Богородицы Тифина монастыря игумену Васьяну з братьею взяти на мне, Ондреи, за денежную и за хлебную подмогу и за лготу денег тритцать рублев московская2. И впред я, Ондрей, Пречистые же Богородицы крестьянин по сей рядной записи.
А на то послуси земской дияк Михайла Назарьев да Фалелей Фомин.
А порядную запись писал преображенской диячек Тихвинского посаду Трешка Григорьев лета 7137-го году апреля в 20 день.
1-1 В рукописи написано дважды.
2 В рукописи слог мос написан по стертому.
На л. 1 об. рукоприкладные записи: Послух Михайло руку приложил.
Послух Фалка и руку приложил.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 54. Л. 1. Подлинник.
1631 г. мая 1. — Поручная запись тихвинских бобылей Ждана Матфеева и Юрия Аксентьева приказному слуге Успенского Тихвинского монастыря Василию Семенову за монастырского бобыля Егорьевского Кожельского погоста Обонежской пятины Новгородского уезда Аверку Фирсова в явке последнего на суд к игумену Вассиану с братией.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 54. Л. 1. Подлинник.
1631 г. мая 1. — Поручная запись тихвинских бобылей Ждана Матфеева и Юрия Аксентьева приказному слуге Успенского Тихвинского монастыря Василию Семенову за монастырского бобыля Егорьевского Кожельского погоста Обонежской пятины Новгородского уезда Аверку Фирсова в явке последнего на суд к игумену Вассиану с братией.
Се яз, Жданко Матфиев, да яз, Юрьи Аксентиев, Пречистые Богородицы бобыльки Тихфины монастыря выручили есми Пречистые же Богородицы у приказново у Василья Семенова бобылька Оверку Фирсова в том, как тово Оверки Фирсова Пречистые Богородицы Тихфины монастыря игумен Вастьян и братья спросит, и нам, Жданку и Юрью, поставити тово Аверку перед игуменом Вастьяном з братьею.
А на то послух егорьевской дьячек с Паши с Кожелы Яков Иванов сын Кошелев.
А запись писал того же погоста покровской дьячек Ивашко Федоров лета 7139-го майя в 1 день.
На л. 1 рукоприкладная запись: В послусех Якуш и руку приложил.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 59. Л. 1. Подлинник.
1632 г. февраля 14. — Отпись государева сборщика Семена Максимова сына Лупандина казначею Успенского Тихвинского монастыря старцу Авраамию в получении денег за даточных людей с Покровской пустоши Егорьевского Кожельского погоста Обонежской пятины Новгородского уезда.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 59. Л. 1. Подлинник.
1632 г. февраля 14. — Отпись государева сборщика Семена Максимова сына Лупандина казначею Успенского Тихвинского монастыря старцу Авраамию в получении денег за даточных людей с Покровской пустоши Егорьевского Кожельского погоста Обонежской пятины Новгородского уезда.
Лета 7140-го февраля в 14 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу и по наказу боярина и воевод князя Юрья Яншиевича Сулешева да князя Семена Никитича Гагарина да дьяков Никифора Шипулина да Первого Неронова государев зборшик Семен Максимович Лупанден государевых зборных денег в даточныя люди Тихвинского манастыря с Покровской пустоши Кожельскаго погоста двор с пустошми з двацати чети рубль 25 алтын 1 деньга. Платил Тихвинскаго манастыря кзначей старец Аврамей по сей отписи. А отпись писал церковной дьячек Богдашко Львов.
На л. 1 рукоприкладная запись: Семен Лупандин.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 65. Л. 1. Подлинник.
1635 г. августа 11. — Поручная запись тихвинских посадских людей старосты Семена Иванова сына Ишутина с товарищами приказному слуге Успенского Тихвинского монастыря Алексею Григорьеву сыну за тихвинского посадского человека Федора Яковлева сына Кошелева в том, что он будет платить подати и исполнять натуральные повинности в пользу монастыря, а также не будет торговать хмельными напитками и содержать притон («и блядни и зерни и иного всякого воровства ему у собя не держати»).
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 65. Л. 1. Подлинник.
1635 г. августа 11. — Поручная запись тихвинских посадских людей старосты Семена Иванова сына Ишутина с товарищами приказному слуге Успенского Тихвинского монастыря Алексею Григорьеву сыну за тихвинского посадского человека Федора Яковлева сына Кошелева в том, что он будет платить подати и исполнять натуральные повинности в пользу монастыря, а также не будет торговать хмельными напитками и содержать притон («и блядни и зерни и иного всякого воровства ему у собя не держати»).
Се яз, староста Семен Иванов сын Ишютин, да яз, Карп Федоров сын Булыгин, да яз, Кирила Калинин сын портной швец, да яз, Федот Савельев сын судовшик, да яз, Богдан Ларионов сын Корзов, да яз, Иван Евдокимов сын, да яз, Григорей Ондреев сын сапожник, да яз, Киприян Петров сын Глазов, все мы Тихвинского посаду жильцы. Выручили есме Пречистые Богородицы Тихвина монастыря слуги у приказного у Алексея Григорьева сына тихвинца Федора Яковлева сына Кошелева в том, что ему, Федору, жити з женою своею и з детми за нашею порукою Пречистые Богородицы Тихвина монастыря у государя игумена Герасима з братьею на посаде и государево всякое тягло с протчими с посацкими людьми тянути и монастырьское зделье делати. И живучи ему корчемным питьем, вином и пивом и иным всяким, не промышляти и не кучити, и блядни, и зерни, и иного всякого воровства ему у собя не держати. А будет он, Федор, не учнет за нашею порукою на Тихвинском посаде жити, или учнет у собя корчемное питье держати или каким иным воровством промышляти, и на нас, на порущиках, за его, Федора, посацкое тягло и монастырьское зделье и сверх того монастырьская пеня, что государь игумен Герасим з братьею укажет.
А на то послух Третьяк Григорьев.
А поручную запись писал флоровской диячек Тихвинского посаду Игнашка Патракиев лета 7143-го году августа в 11 день.
На л. 1 об. рукоприкладные записи: Сенка ручал и руку приложил.
Кирилка ручял и руку приложил.
В послусех Трешка руку приложил.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 81. Л. 1. Подлинник. Черновосковая печать.
1614 г. августа 30. — Выпись из неустановленной дозорной книги, выданная новгородским воеводой Иваном Степановичем Урусовым, старице Введенского Тихвинского монастыря Дарье (царице Анне Алексеевне Колтовской) об уплате податей с 10 четвертей земли в вотчинном сельце Никифорове с деревнями в Углицком уезде.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 81. Л. 1. Подлинник. Черновосковая печать.
1614 г. августа 30. — Выпись из неустановленной дозорной книги, выданная новгородским воеводой Иваном Степановичем Урусовым, старице Введенского Тихвинского монастыря Дарье (царице Анне Алексеевне Колтовской) об уплате податей с 10 четвертей земли в вотчинном сельце Никифорове с деревнями в Углицком уезде.
По государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу и по наказу за приписью думново дияка Петра Третьякова воевода Иван Степанович Урусов дал выпись блаженные памяти государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии царице старице Дарье противу дозорных книг с вотчинного сельца Микифорова з деревнями платити крестьяном ее государевы царевы и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии всякие подати и во всякие городовые росходы с сошными людми вместе з живущего з десяти четвертей. К сей выписи воевода Иван Степанович Урусов печать свою приложил лета 7122 августа в 30 день.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 2. Д. 11. Л. 2. Подлинник.
1639 г. марта 20. — Купчая-продажная Кузьмы Путятина сына Садилова игуменье Введенского Тихвинского монастыря Еврании с сестрами на рожь, высеянную к 1638/39 г. в его бывшей вотчине Юрьевичах в Пречистенском Тихвинском погосте Обонежской пятины Новгородского уезда, проданной тому же монастырю, и на получение оброка с крестьян по его мытным.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 2. Д. 11. Л. 2. Подлинник.
1639 г. марта 20. — Купчая-продажная Кузьмы Путятина сына Садилова игуменье Введенского Тихвинского монастыря Еврании с сестрами на рожь, высеянную к 1638/39 г. в его бывшей вотчине Юрьевичах в Пречистенском Тихвинском погосте Обонежской пятины Новгородского уезда, проданной тому же монастырю, и на получение оброка с крестьян по его мытным.
Се яз, Кузьма Путятин сын Садилов, что яз, Кузьма, продав до Веденью Пречистыи Богородицы Тифина девичья монастыря игуменье Еврании да княжнам старицы Леваниды да старицы Александры с сестрами государево жалованье, а свою вотчинку ф Тифинском погосте в Юрьевичах. И в той вотчинки што было у меня сеяна рожь на себя к нынешнему ко 147-му году, и ту рожь я продал им жо и деньги у них за ту свою рожь взял напред все и с пол, опришонно пашницкой ржи тифинсково крестьянина на Евтиги и их веденьевских. И у пашников и взяти сноп по моим мытным. И у ково железная руда копаная есть в той вотчинки, и им взять оброк по моей жо мытной с копаной руды. И кому пожни промычены к нынешнему же году, а деньги у меня взяты наперед, и им других денег не имати по моем мтным.
А на то послуси Федор Михайлов сын Харламов да Федор Игнатьев сын Телепнев.
А купчю на рожь на свою писал Кузьма сам своею рукою лета 7147-го год марта в 20 день.
На л. 2 об. рукоприкладные записи: В послусех Федор Харламов руку приложил. В послусех Федор Телепнев руку приложил.