Первая часть практикума по скорописи.
Задание по практикуму №2.
Постарайтесь самостоятельно прочитать текст рукописи, а затем проверьте себя, открыв подсказку.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 47. Л. 1. Подлинник.
1637 марта 10. — Запись («память», «писмо») Никиты Ильина сына Корсакова и его сына Максима игумену Успенского Тихвинского монастыря Герасиму с братией с обязательством соблюдать границы между его поместной рыбной ловлей тоней Попадья, находящейся в совместном владении с новгородским митрополитом, и тоней Успенского Тихвинского монастыря Ковач на реке Свири.
Автограф Максима Никитина сына Корсакова.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 47. Л. 1. Подлинник.
1637 марта 10. — Запись («память», «писмо») Никиты Ильина сына Корсакова и его сына Максима игумену Успенского Тихвинского монастыря Герасиму с братией с обязательством соблюдать границы между его поместной рыбной ловлей тоней Попадья, находящейся в совместном владении с новгородским митрополитом, и тоней Успенского Тихвинского монастыря Ковач на реке Свири.
Автограф Максима Никитина сына Корсакова.
Лета 7145-го марта в 10 день. Паметь мне, Никите Ильину сыну Карсакову, что у меня на Свери реки государева жалованья помесная тоня, словет Попадья, с митрополитом въместе. А возле той нашей тони тоня Пречистые Богородицы Тифинского монастыря Ковач. И тфинъской игумен Герасим з братьею говорил ме, Никите Карсакову, что мои Никитины ловъцы, или кому я ту свою тоню Попадью на сторону в мыт отдам ловить, и те де ловцы черес свой стариной рубеж вверх воды переходят на их монастыръскую коватцкую воду, и пяту и мосцы свои переносят под их манастыръскую ловлю вново, а не по-прежнему, где была пята наша и мосцы изстари. Их де монастыръским ловцом от тово утеснение и обида чинится в рыбной ловли. И я, Никита Карсаков, в том дал игумену тифинскому з братьею писмо, что моим ловцом, или кому я ту свою тоню отдам из мыту ловить, и им ловить та тоня Попатья, как ловили изъстари при митрополите Варъламе и при Сидоре. И пята, и мостец им свести на низ на прежное на стариное свое место. А будет наши ловцы на стареное свое место на низ пяты и моцов от их монастыръские ловли от Ковачя не сведут, или впрет учнут наши ловцы в их монастыръскую воду двигаться с своево старинново места, и им, монастыръским ловцом, с своей воды тих наших ловцов вольно ссылати и нечестью. В том я, Никита Карсаков, с сыном своим Максимом игумену Герасиму з братьею и паметь дали.
А паметь писал в отца своево место Никиты Карсакова и свое Максим Карсаков своей рукою.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 49. Подлинник.
1637 г. марта 12. — Отпись («память») подьячего приказа Большого дворца Филиппа Тургенева и недельщика Ивана Лапина старостам Семену Иванову, Григорию Ильину и Ивану Федорову в получении податей с живущего с вотчин Успенского Тихвинского монастыря в Пречистенском Тихвинском и Егорьевском Кожельском погостах Обонежской пятины Новгородского уезда.
Автограф Филиппа Тургенева.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 49. Подлинник.
1637 г. марта 12. — Отпись («память») подьячего приказа Большого дворца Филиппа Тургенева и недельщика Ивана Лапина старостам Семену Иванову, Григорию Ильину и Ивану Федорову в получении податей с живущего с вотчин Успенского Тихвинского монастыря в Пречистенском Тихвинском и Егорьевском Кожельском погостах Обонежской пятины Новгородского уезда.
Автограф Филиппа Тургенева.
Лета 7145-го марта в 12 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси указу и по наказу дьяка дворцоваго Филипа Арцыбашева память нам Дворцоваго приказу подьячему Филипу Тургеневу да недельшику Ивану Лапину. Взяли мы по государеву указу Успенского Тихвина монастыря з живощаго с трех четвертей бес полутретника пашни с погосту и с их вотчин Кожельского погосту у старост у Семена Иванова, да у Григорья Ильина, да у Ивана Федорова три рубли тринатцеть алтын две деньги. 1-И мы в том отпись дали.-1
А отпись писал я, Филип, сам своею рукою и место товарища своего лета 7145-го марта в 12 день.
1-1 В рукописи написано над строкой.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 62. Подлинник.
1637 г. августа 5. — Подорожная игумену Успенского Тихвинского монастыря Герасиму на предоставление ему пяти подвод и проводников по дороге из монастыря в Москву без прогонов.
Черновосковая печать. 1 л.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 62. Подлинник.
1637 г. августа 5. — Подорожная игумену Успенского Тихвинского монастыря Герасиму на предоставление ему пяти подвод и проводников по дороге из монастыря в Москву без прогонов.
Черновосковая печать. 1 л.
От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии по ямом ямщиком, а где ямов нет, все людем без омены, чей хто ни будь, чтоб есте давали Тихвина монастыря игумену Герасиму от Тихвина монастыря до Москвы пять подвод. А ис того числа две подводы с телеги и с проводники везде неиздержав ни часу безс прогонов.
Писана на Москве лета 7145-го августа в 5 день.
На л. 1 об. надпись: Царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии.
На л. 1 об. помета: Дана подорожная по памяти за приписью диака Максима Чиркова.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 87. Подлинник.
1639 г. сентября 23. — Посыльная запись государевых крестьян Никольского Шунгского погоста старост Семена Иванова с товарищами и волостных людей Семого Володимерова и Логина Поликарпова с товарищами посыльщикам Тихону Игнатьеву Щепину и Афанасию Никонову, направляемым в Москву по мирскому делу и для уплаты кабацких недоборных денег, об условиях выплаты найма, подъемных денег и выкупе заемных кабал.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 87. Подлинник.
1639 г. сентября 23. — Посыльная запись государевых крестьян Никольского Шунгского погоста старост Семена Иванова с товарищами и волостных людей Семого Володимерова и Логина Поликарпова с товарищами посыльщикам Тихону Игнатьеву Щепину и Афанасию Никонову, направляемым в Москву по мирскому делу и для уплаты кабацких недоборных денег, об условиях выплаты найма, подъемных денег и выкупе заемных кабал.
Се яз Никольского Шунского погоста государевы крестьяне старосты Семен Иванов, Девятой Федоров, Федор Деонисьев да волостные люди Семой Володимеров, Логин Поликарпов, Иван Васильев, Мокей Пентелеев, Мокей Будаев, Олексей Могучей, Гордей Ондреев, Дружина Шарапов, Пятой Васильев, Девятой Игнатьев, Олексей Конанов, Офонасей Широхов, Василей Олексеев, Григорей Иванов Поспелов, Михайла Семенов, Степан Семенов, Петр Никифоров, Сава Офонасьев, Нестер Будаев, Иван Арсеньев, Кирила Одинцов, Тарас Будаев, Поздей Володимеров, Дружина Пятого, Григорей Иванов Золотого и все волостные люди Шунского погоста выбрали есми и излюбили в своем Никольском Шунском погосте итти к Москве бити челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии о нашей мирской нужи Шунского погоста дву человек Тишу Игнатьева Щепина да Офонасья Никонова. А на подъем денег дали двенатцать рублев. А найма им поредили на месяц человеку по полтора рубли. Тут им хлеб, и соль, и подвода. А что переслужат месяцов на Москве за нашим мирским делом, и наем им по тому же на месяц. А понадобитца им, нашим посыльщиком, денег заняти для нашего волостного дела денег заняти, и им, нашим посыльщиком, деньги займовать и кабалы на собя давать. А нам, волостным людем, кабалы выкупать, ни в чем не подавать и убытка и проторей им не учинить. А не учнем мы их, посыльщиков, в кабалах выкупать, и что учинитца им, посыльщиком, убытка и проторей, и волокиде, и те убытки на нас, на старостах и на волостных людех по сей записи. А в своих делах нам, посыльщиком, ведатца самем и грамот на волостных людей не приносить. А казна поддымная, что послана с Офонасьем, и кабатцкие недоборные деньги, что посланы из Шунги, заплатить за тем же наймом.
А на то послуси Шунского погоста Фоймогубской волости дьячек Козарин Гаврилов.
А посылочную запись писал церковной дьячек Арефка Иванов лета 7148-го сентября в 23 день.
А наем им помесячной из двора во двор сентября с 23 числа.
На л. 1 об. рукоприкладные записи: К сей посылочной записи никольской поп шунской Якимищо Григорьев в детей своих духовных место руку приложил.
К сей посылочной записи никольской поп Шунского погоста Федорищо Иванов в детей своих духовных место руку приложил.
К сей посылочной записи шунской поп Артемище Андреев по старостину веленью Девятого и его ружников, которые в сей записи писаны, в их место руку приложил.
Послух Козаринко Гаврилов руку приложил.
Девятко Игнатьев руку приложил.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 2. Д. 12. Л. 1. Подлинник.
1636 г. июля 29. — Отпись бывших крестьян вотчины Успенского Тихвинского монастыря деревни на Ялгине горе Власа Никитина сына с братьями Петром и Ильей, отправленных по указу царя Михаила Федоровича в карельские города Свейской земли (Швеции), игумену Герасиму с братией в получении личного имущества, нажитого в монастырской вотчине.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 2. Д. 12. Л. 1. Подлинник.
1636 г. июля 29. — Отпись бывших крестьян вотчины Успенского Тихвинского монастыря деревни на Ялгине горе Власа Никитина сына с братьями Петром и Ильей, отправленных по указу царя Михаила Федоровича в карельские города Свейской земли (Швеции), игумену Герасиму с братией в получении личного имущества, нажитого в монастырской вотчине.
Се яз, Влас Никитин сын, с своей братьей с Петром да с Ыльею пришли мы ко Пречистые Богородицы Тихвина монастыря в вотчину к игумену Герасиму з братьею пожить во крестьянстве в деревни на Ялгине горы. И по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу отдали нас в Свейскую землю в корельские городы за рубеж з животом, с которым мы пришли ко Пречистые Богородицы в вотчину жить во крестьяне. А которой живот мы нажили у Пречистые Богородицы в вотчине за игуменской и за братцкой подмогою, и тот живот у нас остался Пречистые Богородицы в вотчине в деревни на Ялгине горы. И нынешнего сто четыредесят четвертаго году июля в 29 день Пречистые Богородицы Тихвина монастыря игумен Герасим з братьею тот остаточной живот, что мы нажили у Пречистые Богородицы за его игуменской и за братцкой подмогою, отдали нам весь и сполна. И в том достаточном животе мы ему, игумену, з братьею и отпись дали. А хто у нас о том животе учнет впред государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бити челом на игумена Герасима з братьею, и на их слуг, и на крестьян, я, Власко, или братья моя Петрушка и Ильюшка, или род мой и племя, и что игумену Герасиму з братьею или слугам и крестьяном учинитца в том достаточном в нашем животе убытка и волокиды, и Пречистые Богородицы Тихвина монастыря игумену Герасиму з братьею те убытки и волокида взяти на мне, на Власке, и на братьи моей на Петрушки и на Ильюшки, что он, игумен, з братьею скажет вдвое по сей отписи все и сполна.
А на то послуси земской диячек Михайла Назарьев да Третьяк Григорьев.
А отпись писал флоровской диячек Тихвинского посаду Игнашка Патракиев лета 7144-го июля в 29 день.
На л. 1 об. рукоприкладные записи: К сей отписи Михайло по его Власкову веленью руку приложил. К сей отписи Трешка по его Власьеву веленью руку приложил.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 2. Д. 15. Л.1. Подлинник.
1634 г. апреля 30. — Отпись («память») Ивана Гордеева сына Судакова игумену Успенского Тихвинского монастыря Герасиму и казначею старцу Авраамию в получении в полной сохранности короба («коробейки») с его личным имуществом, хранившемся в монастыре.
Автограф Ивана Гордеева сына Судакова.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 2. Д. 15. Л.1. Подлинник.
1634 г. апреля 30. — Отпись («память») Ивана Гордеева сына Судакова игумену Успенского Тихвинского монастыря Герасиму и казначею старцу Авраамию в получении в полной сохранности короба («коробейки») с его личным имуществом, хранившемся в монастыре.
Автограф Ивана Гордеева сына Судакова.
Паметь мне, Ивану Гордееву сыну Судокову, что у мня1 поставлена была коробейка в Тифинском манастыре у келаря у старъца у Протасья да у казначия у старъца Аврамья. И ту я коробку, Иван, взял у игумена Герасима да у казначия старъца Аврамья. И што в той коробейке было положено живота моево, и тот жовот мня1, Ивана, вез дошол. И впред мне, Ивану, тово живота на келаре на старце на Протасье не спрашивать, и больше тово живота у мня1 в Тифинском манастыре2 не осталось.
В том я, Иван, и отпись дал своею рукою лета 7142 году апреля в 30 день.
1 Так в рукописи.
2 В рукописи мастыре.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 2. Д. 19. Л. 1. Подлинник.
1634 г. августа 27. — Кабала денежная тихвинского посадского человека Данилы Савельева сына Кукольского посадскому человеку Якову Филиппову сыну на 4 рубля с полтиной и с четвертью сроком с дня памяти Пимина Великого (27 августа) до праздника Покрова Богородицы (1 октября) 1634 г.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 2. Д. 19. Л. 1. Подлинник.
1634 г. августа 27. — Кабала денежная тихвинского посадского человека Данилы Савельева сына Кукольского посадскому человеку Якову Филиппову сыну на 4 рубля с полтиной и с четвертью сроком с дня памяти Пимина Великого (27 августа) до праздника Покрова Богородицы (1 октября) 1634 г.
Се яз, Данила Савельев сын Кукольских, Тихвинского посаду жилец занял есм у тихвинца посацкого жилца у Якова Филипова сына денег четыре рубли с полтиной и з четвертью от дни преподобного отца нашего Пимина Великаго да до Покрова Пресвятей Богородицы сто четыредесят третьяго году до сроку без росту. А полягут денги по сроце, и мне ему платити на ти денги рост, как ходит в людех, на пять шестая по розчету.
А на то послух Фалелий Фомин.
А кабалу писал флоровской диячек Тихвинского посаду Игнашка Патракиев лета 7142-го году августа в 27 день.
На л. 1 об. рукоприкладная запись: Послух Фалка руку приложил.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 2. Д. 25. Л. 1. Подлинник.
1639 г. апреля 23. — Выбор («память») старост Ивана Васильева, Логина Поликарпова, Петра Иванова и волостных людей Никольского Шунгского погоста Обонежской пятины Новгородского уезда государева крестьянина Тимофея Игнатьева сына Щепина в ходоки для поездки в Москву с челобитной о «мирской бедности».
На л. 1 об. рукоприкладные записи.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 2. Д. 25. Л. 1. Подлинник.
1639 г. апреля 23. — Выбор («память») старост Ивана Васильева, Логина Поликарпова, Петра Иванова и волостных людей Никольского Шунгского погоста Обонежской пятины Новгородского уезда государева крестьянина Тимофея Игнатьева сына Щепина в ходоки для поездки в Москву с челобитной о «мирской бедности».
На л. 1 об. рукоприкладные записи.
147-го году апреля в 23 день память старостам Никольского Шунского погоста Ивану Васильеву, да Логину Поликарпову, да Петру Иванову и всем волостным людем Шунского погоста.
Выбрали есми излюбили и послали того же Шунского погоста государева крестьянина Тимофея Игнатьева сына Щепина бить челом государю на Москве о нашей мирской бедности Шунского погоста. А найму ему порядили на месяц по полтора рубли, а найму ему дали напереди три рубли. А сколько месяцов переслужит, и ему наем по тому же на месяц. А посылочная запись будет как другой ходай пойдет и с подъемом вместе. А будет ходак наш другой волостной с посылочной записью и с поднемом его, Тихона, на Оште не застанет или загуляетца1 к Москви идти, и ему, Тихону, по сей памяти бить челом государю собою о нашей мирской нужи. А что ему в челобитьи станет деньги займуючи и кабалы на собя даючи, и нам его в том выкупать и во всем его не выдавать. А как ходак посылочную нашу мирскую ему, Тихону, отдаст, и ся память отдать в мир безденежно, а промышлять по той посылочной.
А на то послуси Шунского погоста церковные диячки Арефа Иванов да Калина Кирьяков.
2-А память писал Сидорко Поздеев-2 лета 7147 апреля в 23 день.
1 В слове использована лигатура гу.
2-2 В рукописи написано над строкой.
На л. 1 об. рукоприкладные записи: К сей памяти никольской поп Шунского погоста Якимищо Григорьев в старостино место Ивана Васильева с ржьники руку приложил по их веленью.
К сей памяти никольской поп Шунского погоста Федор Иванов в старостино место Петра и с ружники руку приложил по их веленью.
К сей памяти Шунской поп Артемище Андреев по старостину веленью Логина руку приложил.
Послух Арефка Иванов руку приложил.
Послух Калинка Керьяков руку приложил.
Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 2. Д. 26. Подлинник.
1635 г. июля 6. — Роспись расходов («память») игумена Успенского Тихвинского монастыря Герасима в поездке в Великий Новгород к митрополиту Аффонию (с записью о получении денег на расходы).
Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 2. Д. 26. Подлинник.
1635 г. июля 6. — Роспись расходов («память») игумена Успенского Тихвинского монастыря Герасима в поездке в Великий Новгород к митрополиту Аффонию (с записью о получении денег на расходы).
Лета 7143-го году июня в 6 день. Паметь Пречистые Богородицы Тихвина монастыря игумену Герасиму. Ездел в Великий Новегород к преосвященному Аффонию митрополиту благословитися и челом ударить. И, поедучи, взято на росход и на покупки из монастырские казны у казначея старца Семиона денег 25 рублев.
И тем денгам росход.
На реки на Пшеужи дано перевозу 4 деньги.
На Оскуи реки дано перевозу 2 алтына.
Куплен ключ, дано 4 деньги.
В Новегороде куплен колач да хлеб, дано 6 денег.
Куплено 6 пирогов больших да свежие рыбы на три рубли без чети. Отнесены пироги и рыба митрополиту, и воеводам, и дьяком в гостинцах.
Да на Волхове вышло перевозного и ездячи на Хутыню и в Онтонов молитца, 4 алтына 2 деньги. На молебны и на свечи 8 алтын.
Куплен леповой конат, дан рубль.
Да от казенных кож, что посыланы в Новгород делать, дано кожевнику от дела 6 рублев.
В Сыркове пустыни на молебен и на свечи дано 6 алтын.
Куплено тележные 4 колеса, дано 24 алтына.
Куплено 5 котлов весом 19 гривенок, дано 2 рубли с полтиною.
Митрополичю келейному старцу Лазарю да другому келейнику, обема дано полтина.
Митрополичю зятю Леонтию отнесено с образом на оклад 5 рублев.
Софейскому протопопу Ивану з братьею и на весь собор дано за стол 2 рубли.
Дано извощику от рыбной воски 2 алтына.
Приходил от митрополита подьячей Пахом с подачей, дано 3 алтына 2 деньги.
Дано Павлику гребцу взаймы 7 алтын.
Дано серебреником за переплавку от серебра 23 алтына 2 деньги.
Оставлен в Новегороде служка Демид для монастырских [дел], дано ему на росход 2 рубли.
Куплено свежем рыб на 6 денег.
У Знаменья и у Николы Кочанова вышло на молебен и на свечи 6 алтын 2 деньги.
Подьяку да митрополью придвернику дано 2 алтына.
В монастырь едучи, дано на Оскуи перевозу 8 денег.
На Пшеужи 4 деньги.
Травы лошадем в Новегороде куплено на 2 алтына.
Квасу на 6 денег.
1-Да квасу же и луку, и чесноку на 3 алтына.-1
И всего в росходе 24 рубли 242 алтына 4 деньги.
В остатке денег 93 алтын 24 деньги.
1 В рукописи вписано убористым почерком на свободном месте в строке.
2 В рукописи 4 написано поверх неустановленной цифры.
3 В рукописи 9 написано поверх неустановленной цифры.
4 В рукописи 2 написано поверх неустановленной цифры.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 46. Л. 1. Подлинник.
1637 г. марта 1. — Отпись помещика Дмитрия Иванова сына Култашева игумену Успенского Тихвинского монастыря Герасиму с братией в получении мыта с его пожень за 1636/37 г.
Архив СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 46. Л. 1. Подлинник.
1637 г. марта 1. — Отпись помещика Дмитрия Иванова сына Култашева игумену Успенского Тихвинского монастыря Герасиму с братией в получении мыта с его пожень за 1636/37 г.
Се яз, Дмитрий Иванов сын Култашев, взял есме по мытной Тих[вина] монастыря у игумена Герасима з братьею за нынешней за ст[о] четыредесят пятой год за пожни мыт весь сполн[а] и в том им сю и отпись дал. А отпись писал флоровс[кий] дьячек Тихвинского посаду Ондрюшка Потапьев лета 7145-го году марта в 1 день.
На л. 1 об. рукоприкладная запись: К се отп(и)си черной поп Деонисей в Дмитреево место Култашева руку приложил.